TESS сфотографировал выброс вещества на комете Виртанена

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Основная задача космического телескопа TESS заключается в поиске экзопланет. Однако порой в его поле зрения попадают и куда более близкие объекты, расположенные в нашей Солнечной системе. Одним из них стала комета Виртанена (46P/Wirtanen).

Во второй половине 2018 г. комета приближалась к своему очередному перигелию. По весьма удачному совпадению, в этот момент она находилась на участке неба, на который был направлен TESS. Изучив сделанные телескопом снимки «хвостатой гостьи», астрономы обнаружили, что ему удалось сфотографировать выброс кометного вещества.

Событие произошло 26 сентября 2018 г. и состояло из двух стадий: часовой вспышки и последующего нарастания блеска кометы. В общей сложности вторая фаза продолжалась 8 часов. По мнению ученых, она была вызвана разрастанием образовавшегося в результате выброса пылевого облака, которое отражало больше солнечного света. Через две недели 46P/Wirtanen вернулась в изначальное состояние.

Выброс вещества на комете Виртанена. Источник: Farnham et al./NASA

По оценкам исследователей, в ходе выброса комета Виртанена потеряла около 1000 тонн вещества. Он мог оставить на ее поверхность впадину размером порядка 20 м. TESS также сумел обнаружить у кометы пылевой хвост. В отличие от классического яркого газового кометного хвоста, который меняется в зависимости от положения объекта по отношению к Солнцу, пылевой сохраняет постоянную ориентацию. Он состоит их более-менее крупных обломков, отколовшихся от кометного ядра во время прохождения перигелия.