ESA получило рекордный бюджет

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

Министерский совет стран-участниц Европейского космического агентства официально утвердил новый бюджет этой организации. В обшей сложности в следующие пять лет на деятельность ESA будет выделено 14,4 млрд евро — на 4 млрд евро больше по сравнению с предыдущим бюджетом.

Крупнейший вклад будет сделан Германией (3,3 млрд евро). На втором месте — Франция (2,7 млрд евро), далее идут Италия (2,3 млрд евро) и Великобритания (1,6 млр евро). Стоит отметить, что Великобритания останется участницей ESA даже после завершения процедуры выхода из Евросоюза.

Новый бюджет ESA. Источник: ESA

Рекордная бюджетная прибавка вызвана стремлением Европы удержать свои космические позиции и иметь возможность на равных конкурировать с США и Китаем. В опубликованном по результатам встречи пресс-релизе руководство ESA вкратце обозначило приоритеты на ближайшее десятилетие. Существенное увеличение финансирования научных программ позволит агентству приступить к реализации ряда весьма амбициозных проектов, включая гравитационно-волновую обсерваторию LISA и рентгеновскую обсерваторию Athena. Их планируют отправить в космос в начале 2030-х.

Также большое внимание уделяется созданию аппарата Hera, который будет направлен к двойному астероиду Дидим (65803 Didymos). Его собираются запустить в 2023 г. Кроме того, ESA подтвердило намерение реализовать совместную с NASA миссию по доставке на Землю образцов марсианского грунта.

Другое важное для ESA направление деятельности — пилотируемая космонавтика. Агентство будет выполнять свои обязательства по проекту МКС как минимум до 2030 г. и намерено активно участвовать в создании окололунной станции LOP-Gateway. Это позволит европейским космонавтам принять участие в будущих лунных миссиях по программе Artemis.

Что касается рынка пусковых услуг, то здесь Европа делает ставку на новые носители Ariane 6 и Vega-C. Их первые полеты должны состояться в следующем году. В области телекоммуникаций ESA собирается помочь построить спутниковые системы, интегрированные с сетями 5G. Наконец, агентство продолжит программы, направленные на борьбу с космическим мусором, и создаст автоматизированную систему контроля, которая предупреждала бы о потенциально опасных ситуациях на околоземной орбите.