Астрономы увидели столкновение астероидов

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Благодаря фантастическим фильмам у большинства людей сложилось представление об астероидном поясе как о смертельно опасном месте, представляющим собой скопление хаотически движущихся и постоянно сталкивающихся друг с другом гигантских камней. В реальности это не так. На самом деле среднее расстояние даже между мелкими астероидами все равно измеряется тысячами километров, и столкновения в этой области пространства происходят не так уж часто.

Кадр из фильма «Империя наносит ответный удар». Источник: 20 Century Fox

В апреле 2016 г. астрономы обнаружили между орбитами Марса и Юпитера 400-метровый объект, получивший обозначение P/2016 G1. Он обладал пылевым хвостом и первоначально был классифицирован как комета. Но последующий анализ показал, что окружающее его облако состоит из обломков, которые могли образоваться лишь в результате столкновения с другим подобным объектом.

Изучив архивные данные, астрономы нашли сделанные месяцем ранее изображения астероида, подтвердившие версию о пережитом им столкновении. Расчеты показали, что оно произошло 6 марта 2016 г., когда P/2016 G1 столкнулся с телом размером около 30 см и массой порядка 1 кг. Казалось бы, это совсем немного. Но здесь также необходимо учесть следующие факторы. Столкновение произошло на относительной скорости 4,9 км/c, а многие астероиды обладают весьма пористой структурой и, по сути, представляют собой скопления обломков, связанных вместе только силами гравитации.

Удар привел к выбросу в космос большого количества таких обломков. На Земле большинство из них почти сразу выпало бы рядом с кратером. Но поскольку гравитационное поле астероида весьма слабо, они образовали вокруг него что-то вроде кольца и затем постепенно рассеялись в окружающем пространстве. По мере рассеивания мелкой пыли и более крупных фрагментов видимый блеск P/2016 G1 начал постепенно уменьшаться. В результате к декабрю 2018 г. астероид перестал наблюдаться.

Это уже как минимум третье зарегистрированное столкновение в астероидном поясе (первым считается «кометоподобный астероид» P/2010 A2). Результаты наблюдений P/2016 G1 весьма важны, поскольку позволяют понять, насколько прочны подобные тела и можно ли изменить траекторию потенциально опасного для нашей планеты объекта, ударив по нему импактором.

По материалам: https://www.nytimes.com