Главная Новости Опубликована глобальная планетологическая карта Титана

Опубликована глобальная планетологическая карта Титана

Астрономия

Титан по праву считается одним из самых интригующих миров Солнечной системы. Это единственный известный нам спутник планеты, обладающий плотной атмосферой, и второе — после Земли — космическое тело, на поверхности которого существуют резервуары, наполненные жидкостью.

Мы знаем, что на Титане идут дожди, текут реки, имеются обширные озера и моря. Правда, в отличие от нашей планеты, они наполнены не водой, а смесью жидких углеводородов — в основном метана и этана. Также предполагается, что под поверхностью спутника существует глобальный океан, состоящий из смеси воды, аммиака и минеральных солей.

Благодаря активному гидрологическому циклу Титан обладает весьма разнообразным ландшафтом. Многие детали рельефа на его поверхности напоминают земные. Следовательно, несмотря на существенные различия в составе атмосферы, температуре и гравитации, на обоих телах протекают схожие геологические процессы.

Это подтверждает первая глобальная планетологическая карта Титана. Она была создана командой американских исследователей на основе информации, собранной миссией Cassini. В период с 2004 по 2017 г. аппарат выполнил свыше 120 близких пролетов спутника. Благодаря радару и инфракрасному спектрометру ему удалось заглянуть под углеводородный туман, скрывающий титанианскую поверхность, и получить данные о строении.

Первая геологическая карта Титана. Источник: NASA/JPL-Caltech/ASU

Карта демонстрирует, что характер поверхности Титана сильно зависит от широты. Самыми молодыми образованиями на нем являются дюнные поля, сконцентрированные в районе экватора, и метановые озера на полюсах. Также Cassini обнаружил несколько кратеров, но в целом их намного меньше, чем на других спутниках Сатурна: под действием эрозии следы ударных формаций достаточно быстро «стираются». Большая же часть самой крупной сатурнианской луны занята равнинными участками, покрытыми органическими веществами. Они доминируют в средних широтах спутника.