«Орбитальный танец» двух спутников Нептуна

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Наяда и Таласса являются двумя внутренними спутниками Нептуна. Они были идентифицированы на снимках, сделанных аппаратом Voyager 2 в 1989 году. Нам известно не так уж много об этой паре. Луны имеют неправильную форму, их длина вдоль наибольшей оси составляет порядка 100 км.

Наяда (1989 N6) и Таласса (1989 N5) на снимке Voyager 2. Источник: NASA/JPL

Группа исследователей из Лаборатории реактивного движения (JPL NASA) заинтересовалась Наядой и Талассой из-за близости их орбит. В ходе серии наблюдений ученые изучили орбитальную динамику лун и обнаружили, что они постоянно выполняют некий комплекс движений, который можно назвать «танцем избегания».

Наяда совершает один оборот вокруг Нептуна за 7 часов. Талассе требуется на это 7,5 часов. Формально минимальное расстояние между их орбитами составляет всего 1850 км. Однако в реальности луны никогда не сближаются на такую дистанцию. Плоскости их орбит наклонены друг к другу примерно на 5°. При взгляде со стороны кажется, что спутники движутся по волнообразным траекториям. В результате, когда настает момент очередной встречи, Наяда «уклоняется» от Талассы и реальная дистанция между ними не превышает 3450 км. В момент такого сближения находящийся на поверхности Талассы наблюдатель увидел бы, как ее «соседка» выписывает на небе сложную кривую, проходя дважды сверху, а затем дважды снизу.

Несмотря на всю необычность подобного «танца», он помогает лунам поддерживать стабильность орбит. По мнению астрономов, скорее всего, Наяда и Таласса образовались из обломков, оставшихся после разрушения изначального спутникового семейства Нептуна. Оно было вызвано гравитационным захватом Тритона, который, как считается, раньше являлся объектом пояса Койпера.