Фото дня: прекрасные 22 градуса

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

Миссия телескопов Европейской Южной обсерватории (ESO) заключается в наблюдении далеких уголков космоса и поиске ответов на вопросы о том, как сформировалась Вселенная. Но не стоит забывать, что много интересных природных явлений происходит и у нас дома. Одно из них как раз запечатлено на приведенном снимке, демонстрирующем прекрасное 22-градусное лунное гало в горах пустыни Атакама.

Лунное гало в горах пустыни Атакама. Источник: ESO/B. Tafreshi

Такие гало образуются, когда свет Солнца или Луны проходит сквозь циррусы — тонкие облака в верхних слоях земной атмосферы, состоящие из крошечных кристалликов льда. Они действуют как микроскопические призмы, изменяя направление проходящих сквозь них световых лучей (это явление называется рефракцией). Лучи, которые подверглись рефракции, стремятся «сосредоточиться» под углом, соответствующим наименьшему отклонению от их первоначального пути. При определенной форме ледяных кристалов в циррусах этот угол минимального отклонения оказывается равным примерно 22°. Именно поэтому мы и видим такие кольцеобразные световые гало на угловом расстоянии в 22° от Луны.

На переднем плане также можно увидеть 3,6-метровый телескоп. На нем смонтирован знаменитый приемник HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), используемый для поиска планет иных звезд методом лучевых скоростей. Он стал одним из двух инструментов ESO, при помощи которых в 2016 г. была найдена Проксима b — ближайшая к Солнечной системе земплеподобная экзопланета.

Источник: https://www.eso.org