Астрономы показали движение экзопланеты

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В конце 2014 г. астрономы обнаружили массивную экзопланету у сравнительно близкой звезды 51 Эридана, расположенной на расстоянии 96 световых лет от Солнца. Это молодое светило спектрального класса F, которое даже можно увидеть на земном небе невооруженным глазом.

В последующие четыре года команда американских астрономов вела наблюдения за системой. Для этого они использовали инструмент Gemini Planet Imager, установленный на 8-метровом телескопе Gemini South. Объединив сделанные за это время снимки, ученые получили таймплапс, показывающий движение экзопланеты.

Конечно, при обычных обстоятельствах даже самым мощным наземным телескопам было бы не под силу сфотографировать подобный объект в окрестностях яркой звезды. Но, поскольку эта система сформировалась по астрономическим меркам совсем недавно (около 20 млн лет назад), атмосфера экзопланеты все еще сильно разогрета — ее температура превышает 400°C и она интенсивно излучает в инфракрасном диапазоне. Ученым также помогло значительное удаление спутника 51 Эридана от центрального тела системы, что дало возможность получить его прямые изображения.

Экзопланета 51 Эридана b представляет собой газовый гигант. По массе она превосходит Юпитер примерно вдвое, а по размеру — на 20%. Ее орбита проходит на расстоянии порядка 10 а.е. от звезды, что сравнимо с радиусом орбиты Сатурна. На один оборот вокруг светила планете требуется 28 лет.

По материалам: https://arxiv.org