Завтра состоится транзит Меркурия

Новости астрономии, астрофизики и космологии

11 ноября жители нашей планеты смогут увидеть достаточно редкое событие — прохождение Меркурия по диску Солнца (такие явления астрономы называют «транзитами»). Планета будет выглядеть как маленький черный кружочек, медленно перемещающийся на фоне нашего светила.

Транзиты Меркурия делятся на майские и ноябрьские, и у каждого из них есть своя периодичность. В мае они происходят вблизи афелия (самой далекой от Солнца точки меркурианской орбиты), благодаря чему первая планета оказывается ближе к Земле, а ее видимый размер почти достигает максимально возможного — 12 угловых секунд. Такой транзит последний раз наблюдался 9 мая 2016 года. В этом году диаметр меркурианского диска на фоне солнечного не превысит 10″, как и при прочих ноябрьских транзитах. В следующий раз Меркурий «затмит» Солнце только 13 ноября 2032 года.

При условии хорошей погоды начальную фазу завтрашнего транзита можно будет увидеть с территории Украины, Беларуси и европейской части РФ (кроме ее крайнего севера и северо-востока). Меркурий «коснется» левого края солнечного диска в 12 часов 35 минут по всемирному времени (14:35 по Киеву, 15:35 по Минску/Москве) и через две минуты вступит на него полностью. В 15:20 UTC самая маленькая планета приблизится к видимому центру Солнца на расстояние всего 76 угловых секунд — рекордно малое значение для меркурианских транзитов в XXI веке — и начнет от него удаляться. К сожалению, эта стадия уже не будет доступна для наблюдений в Восточной Европе, поскольку там к тому моменту светило вместе с планетой уже скроется за горизонтом. Прохождение полностью завершится в 18:04 UTC.

Ввиду небольшого углового размера Меркурия увидеть его транзит невооруженным глазом даже с помощью подручных приспособлений, скорее всего, не получится. Для этого необходимо использовать хотя бы небольшой любительский телескоп или фотоаппарат с мощной оптикой. При этом ни в коем случае нельзя забывать про использование защитных фильтров. Без них яркие солнечные лучи могут испортить оборудование, не говоря уже про риск лишиться зрения. Единственный сравнительно безопасный способ наблюдений без фильтров — проецирование изображения Солнца на белый экран, достаточно удаленный от выходного зрачка телескопического окуляра.

Сравнение видимого размера Меркурия и Венеры во время транзита. Источник: astropix.com

Помимо Меркурия, с точки зрения наземных наблюдателей, на фоне Солнца иногда оказывается Венера. Ее транзиты происходят парами с 8-летним интервалом, разделенными промежутками более чем в сто лет. Последняя такая пара имела место в 2004 и 2012 годах. Следующий венерианский транзит ожидается 11 декабря 2117 года. Возможно также одновременное прохождение по диску нашего светила Венеры и Меркурия, но такие совпадения случаются исключительно редко — ближайший «совместный транзит» двух внутренних планет состоится 26 июля 69 163 года.