SOFIA обнаружила следы столкновения экзопланет

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 2005 г. астрономы обнаружили большое количество теплой пыли в двойной звездной системе BD +20 307, расположенной на расстоянии около 300 световых лет от Солнца в созвездии Овна.

Само по себе ее наличие не является чем-то экстраординарным — многие недавно сформировавшиеся звезды окружены теплыми пылевыми облаками. В ходе последующих столкновений пылинки еще больше измельчаются и, в конце концов, либо оседают на звезду, или «выдуваются» из системы.

Проблема заключается в том, что BD +20 307 не является молодой системой: ее возраст превышает миллиард лет. Наличие теплой пыли совершенно не свойственно светилам на данной стадии развития.

Столкновение экзопланет в системе BD +20 307 в представлении художника. Источник: NASA/SOFIA/Lynette Cook

Чтобы объяснить это противоречие, ученые выдвинули предположение, что пыль образовалась в ходе столкновения двух экзопланет. Недавно эта гипотеза получила подтверждение. В ходе серии наблюдений летающая обсерватория SOFIA зарегистрировала увеличение потока инфракрасного излучения от BD +20 307 более чем на 10% по сравнению с прошлым десятилетием.

Астрономам известно несколько механизмов, которые могут заставить пыль светиться ярче в инфракрасном диапазоне. Однако все они требуют длительного времени. В данном же случае речь идет о фактически молниеносном по астрономическим меркам событии. Наиболее вероятное объяснение заключается в увеличении количества пылевых частиц, образовавшихся в результате недавних соударений нагретых обломков. А это, в свою очередь, свидетельствует в пользу версии столкновения двух экзопланет.