eROSITA передал первые полноценные изображения

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Специалисты Института внеземной физики Общества Макса Планка (Германия) опубликовали первые полноценные изображения, полученные установленным на борту обсерватории «Спектр-РГ» рентгеновским телескопом eROSITA. Снимки были сделаны всеми семью камерами инструмента.

Большое Магелланово Облако глазами eROSITA. Источник: F.Haberl, M. Freyberg and C. Maitra, MPE/IKI

Первое изображение демонстрирует одного из ближайших соседей Млечного Пути — карликовую галактику Большое Магелланово Облако (БМО). Телескоп наблюдал ее в период с 18 по 19 октября. Диффузное излучение на снимке испускает горячий газ, заполняющий пространство между звездами галактики. Его температура составляет несколько миллионов градусов.

Более компактные туманные структуры соответствуют остаткам вспышек сверхновых. Характерный яркий источник, расположенный близко к центру кадра — SN1987A, остаток знаменитой сверхновой, наблюдавшейся в БМО в 1987 г. Телескоп зарегистрировал постепенное остывание выброшенного во время взрыва вещества по мере продвижения ударной волны в межзвездной среде. На снимке можно увидеть ряд других рентгеновских источников — например, аккрецирующие двойные звезды и молодые звездные скопления. В поле зрения eROSITA также попали пара звезд Млечного Пути и несколько активных ядер далеких галактик.

На другом изображении запечатлены два взаимодействующих галактических скопления A3391 и A3395. Они расположены на расстоянии около 800 млн световых лет от Млечного Пути. На снимке слева красный, зеленый и синий цвета соответствуют рентгеновским лучам различных энергий. Правый снимок демонстрирует распределение межгалактического газа. Можно заметить, что скопления соединены перемычкой, состоящей из сильно разогретой и разреженной материи.

Галактические скопления A3391 и A3395. T. Reiprich (Univ. Bonn), M. Ramos-Ceja (MPE), F. Pacaud (Univ. Bonn), D. Eckert (Univ. Geneva), J. Sanders (MPE), N. Ota (Univ. Bonn), E. Bulbul (MPE), V. Ghirardini (MPE), MPE/IKI

Напомним, что во время первых тестов были отмечены проблемы с электроникой нескольких камер eROSITA. Сотрудники группы сопровождения все еще работают над устранением причин сбоев, но, по их словам, они не представляют угрозы для миссии. Поэтому сразу после завершения всех необходимых калибровок телескоп приступит к выполнению основной научной программы.

По материалам: http://www.mpe.mpg.d