Chandra сфотографировал остаток сверхновой Тихо

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В начале ноября 1572 г. в созвездии Кассиопеи вспыхнула очень яркая звезда, которой там раньше не было. На пике ее блеск был сравним с видимой звездной величиной Юпитера. Сейчас это событие считается одним из важнейших в истории астрономии. Самим своим появлением эта звезда — позже подобные события получили название «сверхновых» наглядно опровергла аристотелевскую догму о неизменности звездного неба, внеся важный вклад в крушение господствовавших почти 2 тыс. лет представлений о Солнечной системе и Вселенной.

Зарисовка Тихо Браге, на которой отмечено положение сверхновой 1572 г. Источник: wikipedia.org

В числе астрономов, наблюдавших сверхновую, был и датчанин Тихо Браге (Tycho Brahe). Он регулярно оценивал ее блеск и определил, что она не движется относительно прочих звезд, как планета. А измерив параллакс объекта, астроном вычислил, что «новая звезда» находится намного дальше Луны. Ученый неоднократно публиковал результаты своих наблюдений. Благодаря этому сверхновую 1572 г. часто называют его именем.

Лишь в XX веке астрономы сумели найти на месте вспышки сверхновой Тихо туманность, которая состоит из выброшенного при взрыве звездного вещества. Сейчас мы знаем, что эта сверхновая принадлежала к типу Ia. Такие объекты вспыхивают в момент превышения белым карликом предела Чандрасекара, оцениваемого в 1,4 массы Солнца. В данном случае это произошло за счет аккреции (поглощения) белым карликом верхних слоев звезды-компаньона.

С момента обнаружения остатка сверхновой 1572 г. астрономы неоднократно фотографировали его с целью лучше понять механизм таких вспышек и последующего выброса вещества. Представленный снимок является одним из наиболее детальных изображений этого объекта. Он представляет собой комбинацию данных в видимом диапазоне и результатов наблюдений, выполненных рентгеновским телескопом Chandra.

Полученное Chandra изображение остатка сверхновой 1572 г. Источник: X-ray: NASA/CXC/RIKEN & GSFC/T. Sato et al; Optical: DSS

Чтобы лучше подчеркнуть трехмерную природу туманности, ученые выбрали два узких диапазона энергий рентгеновского излучения, соответствующих ионам кремния, приближающимся к Земле и удаляющимся от нашей планеты, после чего присвоили им условный красный и синий цвет. Другие цвета (желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый) соответствуют иным химическим элементам и направлениям их движения.