Астероид и Крабовидная туманность

На снимках, получаемых наземными обсерваториями, нередко обнаруживаются следы (треки), оставленные проходящими через их поле зрения движущимися объектами. Зачастую ими являются астероиды. В июне нынешнего года команда астрономов и инженеров ESA запустила волонтерский проект Hubble Asteroid Hunter. Его цель заключается в выявлении астероидных треков на архивных снимках телескопа Hubble. Их последующий анализ позволяет уточнить орбитальные характеристики уже известных астероидов, а также находить ранее неизвестные малые тела.

Всего за полтора месяца 1900 волонтеров идентифицировало свыше 300 тыс. следов на 11 тыс. снимках. В их числе оказалось и представленное изображение, полученное космической обсерваторией в 2005 г. На нем запечатлена Крабовидная туманность — один из наиболее известных объектов звездного неба.

Крабовидная туманность и след от фонового астероида. Фото Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, M. Thévenot (@AstroMelina); CC BY 4.0

Крабовидная туманность расположена на месте вспышки сверхновой, наблюдавшейся в 1054 г. Она состоит из вещества, выброшенного в ходе звездного коллапса. В ее центре находится пульсар, вращающийся со скоростью 30 оборотов в секунду. Сложная форма туманности объясняется взаимодействием остатка сверхновой с окружающей его материей (она была выброшена погибшей звездой до и во время взрыва). Поток испускаемых пульсаром высокоэнергетических частиц сталкивается с окружающим газовым облаком, что приводит к образованию в нем ударных волн, чем-то напоминающих расходящиеся круги на воде.

В центральной части изображения заметна тонкая кривая линия. Это и есть астероидный след. Его оставил 2001 SE101 — объект Главного пояса, открытый в рамках обзора LINEAR в 2001 г. Кривизна трека связана с тем, что за время съемки сместился не только астероид, но и космический телескоп, движущийся по околоземной орбите со скоростью почти 8 км/с.