Телескоп Hubble сфотографировал «галактику-маяк»

На этом изображении запечатлена галактика NGC 3972, сфотографированная телескопом Hubble. Она находится в созвездии Большой Медведицы на расстоянии 65 млн световых лет от Млечного Пути. Это значит, что мы видим ее такой, какой она была во времена вымирания динозавров.

Галактика NGC 3972. Источник: NASA, ESA, A. Riess (STScI/JHU)

NGC 3972 во много напоминает нашу Галактику — она классифицируется как спиральная с перемычкой (баром). Эта звездная система играет важную роль в астрономии, играя роль своеобразного «космического маяка». В 2011 г. в ней вспыхнула сверхновая типа Ia. Все подобные сверхновые обладают приблизительно одинаковой абсолютной светимостью в максимуме, что позволяет использовать их для оценки межгалактических расстояний.

Кроме того, в NGC 3972 найдено много переменных звезд (цефеид) — желтых сверхгигантов, светимость которых меняется со строгой периодичностью, причем период их, опять же, зависит от светимости. Благодаря этой зависимости цефеиды также используются как эталоны при определении расстояний до удаленных объектов Вселенной.

Галактики NGC 3972 (слева) и NGC 1015 (справа). Кружки и крестики отмечают расположение цефеид и сверхновых, использовавшихся для определения расстояния до них. Источник: NASA, ESA, A. Riess (STScI/JHU)

Галактики, в которых содержится множество цефеид и вспыхивали сверхновые типа Ia, крайне важны для астрономов. Сравнивая их яркость, ученые постепенно уточняют шкалу астрономических расстояний. Это, в свою очередь, помогает точнее измерить скорость расширения Вселенной.

NGC 3972 использовалась в недавнем исследовании, целью которого было уточнить значение постоянной Хаббла. Его результаты оказались достаточно интригующими: ученые пришли к выводу, что Вселенная расширяется быстрее, чем считалось раньше.

По материалам: https://www.spacetelescope.org