Обвалы и «прыгающие» валуны на комете Чурюмова-Герасименко

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В период с 2014 по 2016 г. европейский зонд Rosetta исследовал с близкого расстояния комету Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko). За это время «хвостатая гостья» прошла перигелий своей орбиты. Сближение с Солнцем привело не просто к увеличению активности кометы, но и к активной эрозии ее поверхности.

В ходе анализа архива снимков, полученных в ходе миссии Rosetta, ученые обнаружили целый ряд произошедших изменений. Например, они заметили «подпрыгивающий» валун. Обломок размером около 10 м, по всей видимости, скатился с пятидесятиметрового утеса, расположенного в районе перешейка между двумя «долями» кометного ядра, после чего несколько раз подпрыгнул, оставив различимый след на поверхности. По оценкам ученых, масса валуна составляет около 230 тонн.

Также во время прохождения перигелия комета пережила немало оползней. Например, в июле 2015 г. там произошло обрушение участка Асуанской скалы шириной около 70 м. Еще более крупный обвал случился 12 сентября 2015 г. на условной границе между северным и южным полушарием. По мнению ученых, он связан с мощным выбросом, который произошел в тот день на «хвостатой звезде». Общая площадь обрушения составила около 2000 м².

Выброс вещества, наблюдавшийся на комете Чурюмова-Герасименко 12 сентября 2015 г. Источник: ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA (CC BY-SA 4.0)

В целом в окрестностях перигелия южное полушарие кометы подвергалось более сильному воздействию со стороны Солнца. Неудивительно, что большинство самых заметных изменений на ее поверхности обнаружено именно в этой части.

Стоит отметить, что Rosetta также зарегистрировала появление новых и рост старых трещин в районе перешейка, соединяющего две части кометы. Скорее всего, в ходе одного из будущих сближений с Солнцем он не выдержит механических нагрузок, и кометное ядро распадется на несколько фрагментов по линии одного из этих разломов.