Фото дня: тень Ио

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

В середине сентября космический аппарат Juno в 22-й раз сблизился с Юпитером, пролетев на расстоянии всего нескольких тысяч километров от верхушек облаков газового гиганта. Во время этого визита установленная на борту зонда «народная» камера JunoCam сделала ряд новых снимков юпитерианской атмосферы. Исходные изображения были опубликованы на сайте миссии, после чего астроэнтузиасты всего мира принялись обрабатывать их по своему усмотрению.

Среди всех полученных в тот день изображений наиболее эффектными оказались снимки, демонстрирующие огромное черное пятно на поверхности Юпитера. Но это вовсе не атмосферный феномен — на самом деле Juno сфотографировал тень, отбрасываемую спутником Ио.

Из четырех т. н. галилеевых спутников, Ио является ближайшим к своей планете: его орбита проходит на расстоянии 420 тыс. км от ее поверхности, на один оборот ему требуется всего 1,77 дня. Ио всегда повернут к Юпитеру одной и той же стороной. Видимый размер этого спутника на юпитерианском небе немного превышает размер полной Луны для наземных наблюдателей, однако он не такой яркий, поскольку в среднем получает в 27 раз меньше солнечного света, нежели естественный спутник нашей планеты.

В то же время Ио обладает тем, чего уже давно нет на Луне — действующими вулканами. Специалисты насчитали там не менее 400 очагов вулканической активности. На его поверхности существуют целые озера, заполненные расплавленной серой. Вероятнее всего, наиболее мощные проявления вулканизма на Ио были бы без труда видны невооруженным глазом с условной поверхности Юпитера.