Самый мощный в мире инфракрасный интерферометр выполнил первые наблюдения

Увидел «первый свет» новый инструмент MATISSE (Multi AperTure mid-Infrared SpectroScopic Experiment) — спектро-интерферометрический приемник второго поколения, предназначенный для Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Его строительство, монтаж и доводка потребовали 12 лет работы.

MATISSE работает в среднем инфракрасном диапазоне — на длинах волн от 3 до 13 мкм. Он может комбинировать световые потоки от любых телескопов (как основных, так и вспомогательных), входящих в состав комплекса VLT, и реализовать либо режим изображений, либо режим спектроскопии. В результате спектрограф сможет создать эквивалент телескопа с диаметром зеркала до 200 м. Это позволит получать беспрецедентно детальные изображения, способные составить конкуренцию космической обсерватории James Webb.

В рамках пробной серии наблюдений астрономы использовали MATISSE для изучения Сириуса, Ригеля и Бетельгейзе. Тесты прошли успешно. Например, выяснилось, что Бетельгейзе имеет разный размер при наблюдениях на различных длинах волн. Эти данные должны помочь астрономам лучше понять структуру окрестностей гигантской звезды и механизмы, посредством которых она выбрасывает вещество в окружающее пространство.

Первый свет приемника MATISSE. Источник: ESO/MATISSE consortium

Астрономы ESO планируют использовать MATISSE для изучения внутренних областей протопланетных дисков вокруг молодых звезд. С его помощью они надеются проследить происхождение различных химических элементов, содержащихся в этих дисках, которые позже войдут в состав землеподобных планет.

Помимо этого, MATISSE будет заниматься исследованиями звезд на различных стадиях их жизненного цикла и окрестностей сверхмассивных черных дыр в центрах галактик. Также этот инструмент предполагают использовать для наблюдения экзотических объектов Солнечной системы (например, вулканов юпитерианского спутника Ио) и атмосфер гигантских экзопланет.

По материалам: http://www.eso.org