Черную дыру обвинили в «бегстве» звезды

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Большинство звезд нашей Галактики движутся с относительно небольшими скоростями относительно своих соседей. Однако, в Млечном Пути также имеется небольшая популяции «гиперскоростных» светил. Они мчатся сквозь пространство со скоростями, достигающими сотен и даже тысяч километров в секунду относительно галактического центра.

Гиперскоростная звезда Каппа Кассиопеи. На снимке видна образуемая при ее движении в межзвездном пространстве ударная волна. Источник: NASA/JPL-Caltech

Международная команда астрономов заинтересовалась одной из подобных «убегающих» звезд, известной под обозначением PG 1610+062. Сейчас она находится на расстоянии около 50 тыс. световых лет от Солнца, а ее скорость составляет около 550±40 км/c. Это близко к минимальной скорости, необходимой для того, чтобы навсегда покинуть Млечный путь.

Изначально астрономы считали, что PG 1610+062 является старой звездой, масса которой примерно вдвое меньше массы Солнца. Однако в ходе серии наблюдений, проведенных при помощи телескопов обсерваторий Keck и ESI, исследователи выяснили, что это не так — самом деле этот объект представляет собой молодую звезду с массой около 5 солнечных.

Еще больший интерес вызвала причина аномально большой скорости светила. В качестве «обычного подозреваемого» был назван Стрелец А* — расположенная в центре Млечного Пути сверхмассивная черная дыра. Компьютерные модели показывают, что в случае сближения двойной звездной системы с черной дырой гравитация последней способна захватить один из ее компонентов, в то время как другой «катапультируется» в межзвездное пространство с огромной скоростью.

Черная дыра в представлении художника. Источник: NAO

Однако проведенные астрономами расчеты показали, что точка «вылета» PG 1610+062 лежит вдали от галактического центра и расположена где-то в спиральном рукаве Стрельца-Киля. Следовательно, Стрелец А* не имеет никакого отношения к аномальной скорости звезды.

Изучив все возможные альтернативные варианты, исследователи выдвинули следующее предположение. Скорость PG 1610+062 может объясняться ее взаимодействием с черной дырой средней массы. Такие объекты занимают промежуточное положение между образовавшимися в результате коллапса звезд-гигантов черными дырами звездной массы и сверхмассивными черными дырами, обычно находящимися в центрах галактик. Астрономы надеются, что в будущем они смогут точнее определить место происхождения «звездного беглеца» и найти причину его «бегства».