Земные микробы смогли бы выжить в океане Энцелада

Многие специалисты называют Энцелад наиболее перспективным местом для поиска жизни в Солнечной системы. Благодаря миссии Cassini мы знаем, что под его ледяной поверхностью скрывается огромный океан. В его воде содержатся соли, некоторые органические вещества, а на дне, по всей видимости, находится целый ряд горячих источников, теплые потоки из которых смешиваются с холодными водами. Такое смешение способствует возникновению химических соединений, потенциально поддерживающих жизнь.

Земные гидротермальные источники. Источник: webspace.clarkson.edu

Группа исследователей из Австрии и Германии попыталась найти ответ на вопрос, смогли бы земные микробы выжить в условиях Энцелада. Они обратили внимание на микроорганизмы, известные как метаногенные археи и встречающиеся на Земле у глубоководных вулканов. В ходе свой жизнедеятельности эти микробы поглощают углекислый газ и водород, выделяя метан в качестве побочного продукта. Все эти вещества были найдены Cassini в выбросах гейзеров Энцелада.

В ходе серии лабораторных экспериментов исследователи воссоздали среду, соответствующую предполагаемым условиям у гидротермальных источников в океане Энцелада, и поместили в нее три вида архей. Давление варьировалось в пределах от 2 до 90 бар, а температура — от 65 до 80°C.

Схема предполагаемого строения океана Энцелада. Источник: NASA/JPL-Caltech/Southwest Research Institute

Выяснилось, что один из трех видов (Methanothermococcus okinawensis) может вполне комфортно расти и развиваться в подобных условиях даже в присутствии веществ, подавляющих развитие других архей — в частности, формальдегида, аммиака и угарного газа. Кроме того, микробы оказались способны выжить даже при давлении в 50 бар.

Также исследователи посчитали, сколько водорода может производиться в океане Энцеладе Выяснилось, что его количества должно быть вполне достаточно для комфортного существования архей. В связи с этим исследователи предлагают в будущих миссиях искать на этом спутнике метаногенные биомаркеры — в частности, липиды и изопреноидные углеводороды.

По материалам: https://nplus1.ru