Главная Новости Hubble обнаружил диск вокруг «спящей» черной дыры

Hubble обнаружил диск вокруг «спящей» черной дыры

Астрономия

Благодаря техническим возможностям телескопа Hubble астрономам удалось обнаружить тонкий диск, окружающий сверхмассивную черную дыру в центре спиральной галактики NGC 3147, которая расположена на расстоянии 130 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Дракона. Масса черной дыры составляет около 250 млн солнечных.

Галактика NGC 3147 и вероятный вид расположенной в ее центре черной дыры. Источник: Hubble Image: NASA, ESA, S. Bianchi (Università degli Studi Roma Tre University), A. Laor (Technion-Israel Institute of Technology), and M. Chiaberge (ESA, STScI, and JHU); illustration: NASA, ESA, and A. Feild and L. Hustak (STScI)

Открытие удивило ученых. Ядро NGC 3147 не проявляет активности, то есть расположенная в нем черная дыра «голодает» и не поглощает окружающий материал. Следовательно, у нее не должно быть хорошо заметного аккреционного диска.

Открытие обсерватории Hubble опровергает эти представления. Аккреционный диск вокруг черной дыры в NGC 3147, конечно, намного меньше дисков в центрах активных галактик, однако по своей структуре полностью им аналогичен. По оценкам исследователей, вещество в нем вращается со скоростью, составляющей около 10% от скорости света. Из-за этого там начинают проявляться некоторые релятивистские эффекты — в частности, газ, движущийся по направлению к наземным наблюдателям, кажется ярче, чем удаляющийся от них.

Аккреционный диск вокруг черной дыры в центре NGC 3147 в представлении художника. Источник: ESA/Hubble, M. Kornmesser, CC BY 4.0

Астрономы обнаружили в центре галактики и другие эффекты, предсказанные теорией относительности. В частности, аккреционный диск настолько плотно погружен в гравитационное поле черной дыры, что длина волны света, пытающегося «вырваться» из ее окрестностей, растягивается и смещается в красную (длинноволновую) сторону спектра.