NASA показала космический «водоворот» в разных спектральных диапазонах

Новости астрономии, астрофизики и космологии

При взгляде на представленное изображение может показаться, что перед нами творение Энди Уорхола. Но это, конечно же, не так. На самом деле мы видим четыре изображения в разных спектральных диапазонах двух взаимодействующих галактик: NGC 5195 (вверху) и M51 (внизу).

Изображения галактики M51 в различных волновых диапазонах. Источник: NASA/JPL-Caltech

Благодаря своему внешнему виду M51 получила неофициальное прозвище «Водоворот». Гравитационное взаимодействие с меньшей по массе «соседкой» заметно повлияло на ее структуру. Один из спиральных рукавов M51 растянулся и соединился с NGC 5195, образовав гигантский звездно-пылевой мост между двумя объектами.

Первое из четырех представленных изображений, было получено в видимой части спектра 2,1-метровым телескопом Национальной обсерватории Китт-Пик. На фото можно увидеть многочисленные темные нити в спиральных рукавах M51. Они состоят из пыли, практически полностью блокирующей видимый свет.

Снимок галактики M51 и ее спутника NGC 5195 (слева), сделанный телескопом Hubble. Источник: NASA, ESA, S. Beckwith (STScI), and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Следующее изображение построено на основании данных обсерватории Китт-Пик (голубой и зеленый цвет) и результатов наблюдений инфракрасного телескопа Spitzer. На нем пылевые нити выглядят уже не темными, а яркими.

Третье изображение получено обсерваторией Spitzer с использованием фильтров, центрированных на длину волны 3,6 мкм (условный голубой цвет), 4,5 мкм (зеленый цвет) и 8,0 мкм (красный цвет). Миллиарды звезд M51 и NGC 5195, активнее всего излучающие в ближнем инфракрасном диапазоне, становятся различимы в виде характерной голубоватой дымки.

Последний снимок сделал телескоп Spitzer с использованием фильтра с полосой пропускания около спектральной линии 24 мкм. Съемка в этом диапазоне позволяет выявить наиболее горячие участки галактик. Характерные красно-белые области соответствуют регионам активного звездообразования, где мощное излучение новорожденных светил разогревает окружающие их газопылевые облака.