Фото дня: галактика-реликт из ранней Вселенной

Два представленных снимка эллиптической галактики Markarian 1216 (Mrk 1216) сделаны в различных диапазонах электромагнитного спектра: правый — в видимом свете космическим телескопом Hubble, левый — в рентгеновских лучах обсерваторией Chandra.

Галактика Markarian 1216 в рентгеновском (слева) и видимом (справа) диапазоне. Источник: X-ray: NASA/CXC/Univ. of CA Irvine/D. Buote; Optical: NASA/STScI

Mrk 1216 привлекла внимание астрономов благодаря необычному распределению массы. Рентгеновское свечение ее газа указывает на высокую концентрацию темной материи вблизи центра. Ученые предположили, что эта система может являться задержавшимся в своем развитии «красным самородком». Так называют группу галактик, существовавших в ранней Вселенной через 3-4 млрд лет после Большого Взрыва. Считается, что они являются предками современных гигантских эллиптических звездных систем. Однако, в отличие от большинства остальных своих аналогов, на протяжении своего существования Mrk 1216 практически не взаимодействовала с соседями. В результате она сохранила свою первоначальную структуру и плотность.

Чтобы проверить эту гипотезу, астрономы воспользовались помощью обсерватории Chandra. Изучив концентрацию горячего газа в галактическом гало, они подтвердили, что плотность звездного населения и темной материи в Mrk 1216 намного превосходит обычные галактики. Также исследователи уточнили массу расположенной в ее центре сверхмассивной черной дыры. Оказалось, что она составляет около 4 млрд масс Солнца, что меньше предыдущих оценок.