Марс на Земле

Новости астрономии, астрофизики и космологии

На первый взгляд может показаться, что этот снимок сделан на Марсе. И действительно, рыжевато-коричневый пустынный складчатый ландшафт чем-то напоминает пейзажи Красной планеты. Но на самом деле эта местность гораздо ближе. На фото запечатлен север чилийской пустыни Атакама, где расположены обсерватории ESO и установленные на них крупнейшие в мире телескопы.

Пустыня Атакама из космоса. Источник: Planet Labs Inc. (CC BY-SA 4.0)

Благодаря сочетанию чрезвычайно сухого климата, высоты и удаленности от источников светового загрязнения этот регион является одним из лучших мест на планете для размещения астрономических инструментов. Но его «внеземной» вид также не остался незамеченным. Ученые и инженеры часто используют Атакаму как земной аналог Марса — например, здесь проходили полевые испытания прототипов нескольких марсоходов. Специалисты тестировали их шасси, а также способность отбирать и анализировать пробы грунта.

Кроме того, ученые занимаются регулярными исследованиями состава и структуры почвы Атакамы, выявлением потенциального сходства геологических и минералогических свойств поверхности и рельефа. Особый упор делается на изучение организмов, способных выживать в экстремальных климатических условиях пустыни.

Приведенный снимок был сделан спутником компании Planet Labs. Ниже и правее центра кадра можно увидеть скопление искусственных сооружений. Это обсерватория ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) — крупнейший в мире массив радиотелескопов. Он предназначен для наблюдений Вселенной в миллиметровом и субиллиметровом диапазоне электромагнитного спектра. Антенны ALMA размещены на плато Чахнантор на высоте примерно 5000 м над уровнем океана.