«Роскосмос» признал потерю космического телескопа «Спектр-Р»

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

«Роскосмос» официально признал потерю космического телескопа «Спектр-Р». Соответствующее заявление было опубликовано на сайте организации. Несмотря на все усилия, специалистам так и не удалось наладить связь с аппаратом. Поэтому руководство «Роскосмоса» приняло решение прекратить дальнейшие попытки восстановить управление обсерваторией.

«Спектр-Р» был запущен в 2011 г. в рамках международной программы «Радиоастрон» и находился на эллиптической орбите с высотой апогея около 350 тыс. км. Он был оснащен приемной параболической антенной диаметром 10 м, что делало его крупнейшим радиотелескопом, когда-либо выведенным в космос.

Телескоп занимался фундаментальными астрофизическими исследованиями в радиодиапазоне. Он работал в связке с сетью наземных обсерваторий, образуя единый наземно-космический интерферометр с самым высоким угловым разрешением за всю историю астрономии. Это позволяло ученым проводить исследования сверхмассивных черных дыр, пульсаров, квазаров, межзвездных газовых облаков, а также изучать строение и динамику областей звездообразования Млечного Пути. Миссия «Спектр-Р» была рассчитана на пять лет работы. В реальности космический аппарат проработал до января 2019 г.

«Спектр-РГ» в представлении художника. Источник: Роскосмос

В конце июня «Роскосмос» планирует вывести на орбиту новый космический телескоп «Спектр-РГ», предназначенный для изучения Вселенной в рентгеновском и гамма-диапазоне. На его борту установлено два инструмента, разработанных российскими и немецкими учеными. Основными целями обсерватории станут галактические скопления, активные ядра галактик и объекты, активно излучающие в высокоэнергетической части электромагнитного спектра.

По материалам: https://www.roscosmos.ru