Астрономы нашли экзопланету в «пустыне нептунов»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Команда европейских астрономов отчиталась об открытии экзопланеты, получившей обозначение NGTS-4b. Она была найдена при помощи транзитного метода телескопом NGTS, установленным на Европейской Южной обсерватории. Последующие наблюдения, выполненные обсерваториями SAAO и LCO, подтвердили реальность этого объекта.

NGTS-4b в представлении художника. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

NGTS-4b обращается вокруг оранжевого карлика, расположенного на расстоянии 920 световых лет от Солнца, совершая один оборот вокруг центрального светила всего за 1,3 дня. Ее дневная сторона разогрета до температуры порядка 1000°С. Радиус экзопланеты составляет 3,18±0,26 земных (примерно на 20% меньше радиуса Нептуна). На основе анализа данных об изменении лучевой скорости звезды ученые пришли к выводу, что по массе NGTS-4b превышает нашу планету в 20 раз. Это дает среднюю плотность в 3,45±0,95 г/см3, что соответствует телу, обладающему каменистым ядром и плотной оболочкой, состоящей из воды и прочих летучих веществ.

Открытие интересно тем, что орбита NGTS-4b проходит в т.н. «пустыне нептунов». Этим термином астрономы называют регион вблизи звезд, где ранее не было найдено ни одной экзопланеты с аналогичными характеристиками. Считается, что мощное излучение светила должно очень быстро испарить оболочку экзонептуна, оставив от него лишь каменное ядро.

Однако пример NGTS-4b показывает, что и из этого правила есть свои исключения. У астрономов имеется несколько предположений, объясняющих факт существования новооткрытой планеты. По одной из версий, она могла мигрировать на нынешнюю орбиту совсем недавно, и звезда еще не успела «сдуть» ее атмосферу. Также возможно, что изначально экзонептун имел значительно большую массу, и его оболочка все еще продолжает испаряться.

По материалам: https://academic.oup.com