Hubble показал приближающуюся галактику M90

Новости астрономии, астрофизики и космологии

На этом снимке телескопа Hubble запечатлена галактика Messier 90 (M90). Она расположена в созвездии Девы на расстоянии около 60 млн световых лет от Млечного Пути и интересна тем, что, в отличие от подавляющего большинства галактик, ее спектр имеет не красное, а синее смещение. Это значит, что она приближается к нам, причем достаточно быстро.

Галактика M90 (Messier 90), сфотографированная телескопом Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, W. Sargent et al.

Астрономы считают, что движение этой галактики в сторону Млечного Пути — временное явление, связанное с особенностями ее орбиты. Дело в том, что M90 представляет собой часть массивного скопления Девы. Мощная гравитация этой структуры разгоняет вращающиеся вокруг ее центра галактики до очень больших скоростей и переводит их на причудливые орбиты.

На определенном участке орбиты скорость M90 по отношению к Млечному Пути оказалась выше средней скорость всего скопления. Поэтому сейчас астрономы регистрируют ее синее смещение. Но на самом деле эта галактика, как и все остальные «обитатели» скопления, постепенно удаляется от нас.

Изображение галактики M90 (Messier 90), сделанное наземным телескопом. Источник: Sloan Digital Sky Survey

Окружение оказывает и другое влияние на M90. В процессе ее наблюдений выяснилось, что в результате гравитационных взаимодействий со своими соседями галактика лишилась значительной части своих запасов межзвездного газа и пыли. Ее спиральные рукава выглядят гладкими и невыразительными. Астрономам удалось сфотографировать тянущийся за ней «хвост» из ионизированного водорода протяженностью свыше 200 тыс. световых лет. В то же время нельзя сказать, что галактика уже «умерла» — в ее центре все еще продолжают формироваться новые звезды и вспыхивают сверхновые.

«Ступенчатый» край фотографии телескопа Hubble объясняется особенностями камеры WFPC2, работавшей в период с 1994 по 2009 г. Она была оснащена четырьмя детекторами, чувствительными к видимому, ультрафиолетовому и инфракрасному излучению. Один из них вел съемку с намного большим увеличением, чем остальные три. При создании общей картинки получаемое этим детектором изображение приходилось уменьшать в размере, чтобы выровнять снимок. В результате на свет появлялись «ступенчатые» снимки Hubble.