Фото дня: негостеприимная сестра Земли

Этот снимок был сделан аппаратом Venus Express 23 июля 2007 г. На нем запечатлена Венера. В кадр попало южной полушарие планеты — от полюса (справа) до экватора (слева). Съемка велась в ультрафиолетовом диапазоне с расстояния 35 тыс. км при помощи спектрометра VMC.

Венера в ультрафиолетовом диапазоне. Снимок станции Venus Express. Источник: ESA/MPS/DLR-PF/IDA

Венера является ближайшей к Земле планетой Солнечной системы. По многим физическим характеристикам (масса, диаметр) она очень похожа на наш мир. Неудивительно, что до начала космической эры многие люди считали, что условия на ее поверхности напоминают Землю во времена каменноугольного периода. Многие авторы рисовали захватывающие картины венерианских тропиков — джунглей и болот, населенных огромными рептилиями и насекомыми.

К сожалению, реальность оказалась совсем не такой, как предполагали фантасты. Венерианская атмосфера почти полностью состоит из углекислого газа, ее давление у поверхности эквивалентно 92 атмосферам. Это создает мощнейший парниковый эффект. Из-за него средняя температура поверхности планеты составляет 470°С, что выше точки плавления свинца, олова и цинка.

Тем не менее, хоть сейчас условия на Венере напоминают преисподнюю, многие ученые считают, что в прошлом климат планеты был куда более благоприятным и больше походил на земной. Возможно, когда-то она обладала полноценным океаном. Поэтому человечеству важно продолжать изучать «Утреннюю звезду»: этот мир наглядно демонстрирует, что может произойти в случае развития неконтролируемого парникового эффекта.