Астрономы усомнились в существовании экзолуны Kepler-1625

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Большинство планет Солнечной системы обладает спутниковыми семействами. У астрономов нет оснований полагать, что миры, обращающиеся вокруг других звезд, чем-то кардинально отличаются. Основная причина, почему спутникам экзопланет (экзолунам) до сих пор удается избегать обнаружения, связана с техническими ограничениями существующих методов поиска.

В 2017 г. группа астрономов из Колумбийского университета осуществила масштабное исследование с целью поиска крупных экзолун. Ученые составили ряд теоретических моделей изменений яркости «родительских» звезд для различных конфигураций экзопланет и их спутников. Затем астрономы проанализировали собранные космическим телескопом Kepler данные о шести тысячах транзитах 284 экзопланет. В 283 случаях не удалось найти ничего выходящего за рамки погрешности наблюдений. Но один из миров весьма заинтересовал исследователей.

Речь идет о звезде Kepler-1625 — желтом карлике, удаленном от Солнца на 8 тыс. световых лет. Вокруг него обращается как минимум одна планета Kepler-1625b. Ее масса в несколько раз превосходит массу Юпитера, а радиус оценивается в 0,5 юпитерианских. Она совершает один оборот вокруг звезды за 287 дней. Телескоп Kepler пронаблюдал три транзита экзопланеты. Во всех трех случаях график изменения яркости системы имел необычную асимметричную форму. Она соответствовала теоретической модели, в которой экзопланета обладает весьма крупным спутником — размером с Нептуном. Данные телескопа Hubble также подтвердили наличие асимметрии транзита.

Однако недавно существование спутника Kepler-1625b было поставлено под сомнение. Два коллектива ученых решили перепроверить выводы своих коллег и получили другие результаты. Первая группа астрономов из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра, использовав иной метод для обработки данных Kepler и Hubble, не сумела обнаружить признаков экзолуны. В результате ученые пришли к выводу, что здесь может иметь место артефакт обработки данных.

Экзолуна в представлении художника. Источник: Wallpaper Better

Другой коллектив ученых из Института исследований Солнечной системы Макса Планка также усомнился в существовании спутника у этой экзопланеты. Астрономы подтвердили наличие некоторого отклонения кривой блеска при транзите, но предложили совершенно иное объяснение явлению. Согласно разработанной ими модели, аномалия, скорее всего, вызвана воздействием на Kepler-1625b гравитации еще не открытой крупной экзопланеты.