Hubble сфотографировал древнее галактическое скопление

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Эта фотография была сделана космическим телескопом Hubble. На ней запечатлен участок неба в районе южного созвездия Живописца. В центре изображения можно увидеть группу тусклых красных объектов — галактик, входящих в состав скопления SPT-CL J0615-5746 (SPT0615).

Скопление галактик SPT0615. Источник: ESA/Hubble & NASA, I. Karachentsev et al., F. High et al.
SPT0615 является одним из самых далеких известных нам галактических скоплений. Об этом свидетельствует его рекордное красное смещение. По расчетам астрономов, мы видим его таким, каким оно было всего через полмиллиарда лет после Большого Взрыва. При обычных обстоятельствах даже мощности телескопа Hubble было бы недостаточно, чтобы его рассмотреть. Однако на помощь ученым пришло всемирное тяготение. Дело в том, что другой, более близкий галактический кластер SPT-CL J0615-5746 находится почти точно на линии между SPT0615 и Землей. Его гравитация сыграла роль линзы, многократно усилив свет древних галактик. Благодаря этому космическая обсерватория сумела не просто сфотографировать удаленное скопление, но даже запечатлеть некоторые особенности его структуры.

Галактика SPT0615-JD. Источник: NASA/ESA/STScI/B. Salmon
Главной же находкой телескопа стала система SPT0615-JD. На данный момент она является самой далекой доступной для наблюдений галактикой. Ее поперечник составляет менее 2500 световых лет, что в два раза меньше Малого Магелланова Облака. Масса этой звездной системы оценивается в 3 млрд солнечных (1% от массы Млечного Пути). По словам астрономов, SPT0615-JD представляет собой уникальный реликт эпохи реионизации — одну из первых протогалактик, образовавшихся вскоре после Большого Взрыва. В ходе последующей эволюции из подобных объектов сформировались крупные современные галактики.

По материалам: https://www.spacetelescope.org