Жемчужины майского неба (часть 1)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Май в наших широтах — почти летний месяц, ночи становятся заметно короче, но часто бывают достаточно прохладными. Дает о себе знать приближающееся летнее солнцестояние: предрассветные сумерки наступают все раньше, и времени на наблюдения остается мало, поэтому нужно максимально эффективно использовать каждое мгновение. Вначале традиционно расскажем о том, какие небесные события с участием объектов Солнечной системы произойдут в первой половине мая.

Метеор на ночном небе. Источник: Scott Butner

Меркурий 11 мая пройдет максимальную западную элонгацию на расстоянии почти 28° от Солнца, однако его склонение при этом будет заметно меньше солнечного, поэтому в средних широтах Северного полушария планета останется недоступной для наблюдений, восходя почти одновременно со светилом. Похожая участь ожидает и Нептун — он также будет восходить незадолго до рассвета, теряясь в лучах утренней зари. Уран, прошедший 22 апреля конфигурацию соединения, до середины мая вообще не удастся увидеть, поскольку он к тому времени еще не выйдет из околосолнечного ореола.

Благодаря все тому же небольшому наклону эклиптики к горизонту в предрассветное время Венера в первой половине мая будет видна с трудом, и то лишь благодаря высокому блеску (-3,9m). Ее видимый диаметр продолжит уменьшатся и в середине месяца составит 10,6 угловых секунд. Марс по-прежнему движется по созвездию Тельца, яркость держится на уровне 1,7m; при диаметре марсианского диска около 4″ рассмотреть на нем хоть какие-то подробности можно лишь в достаточно мощные телескопы. Вечером 7 мая примерно в 5° от планеты будет находиться Луна (наибольшее сближение до расстояния около 3° произойдет уже после их захода для наблюдателей в Восточной Европе). Юпитер в первой половине мая восходит около полуночи. Его видимый путь пройдет по созвездию Змееносца, блеск достигнет -2,5m, экваториальный диаметр диска — 44″. Сатурн также виден во второй половине ночи как звездочка 0,4m. Угловой размер его диска превысит 17″, разворот сатурнианских колец по-прежнему достаточно велик, уже в инструменты с диаметром объектива 90-100 мм при стабильной атмосфере можно разглядеть в них щель Кассини.

На 5-6 мая приходится пик активности метеорного потока η-Акварид. Из-за того что созвездие Водолея в конце весны восходит под утро, наилучшее время для его наблюдений — непосредственно перед рассветом. В максимуме количество метеоров, относящихся к этому потоку, может превысить 30 в час.

В продолжение наших путешествий по весенним созвездиям обратим свой взгляд к участку неба севернее Волос Вероники, где раскинулось не менее невзрачное созвездие Гончих Псов. Оно «попало) на небосвод лишь в XVII веке благодаря Яну Гевелию.

Созвездие Гончих Псов с объектами каталога Мессье и переменной звездой Ла Суперба (Y Гончих Псов). Источник: wikimedia.org

Почти в центре созвездия Гончих Псов сверкает звезда, обозначенная буквой α (альфа) и имеющая блеск 2,8m. Она известна под необычным названием «Кор Кароли» или «Сердце Карла II» — первым его ей предложил присвоить сэр Чарльз Скарборо (Charles Scarborough), придворный врач покровителя Гринвичской обсерватории английского короля Карла II Стюарта.

Эта звезда знаменита не только своим именем. Прежде всего, она является одной из самых красивых визуально-двойных звезд. Система состоит из двух разноцветных светил 3,2 m и 5,4m, удаленных на 19,3″. Цвет главного компонента — ярко-желтый, спутник выглядит сиреневым. Для того, чтобы установить двойственность α Гончих Псов, достаточно даже десятикратного бинокля. Спектральный анализ свидетельствует, что каждая из звезд является спектрально-двойной — таким образом, здесь мы имеем 4-кратную систему. Вдобавок она относится к редкому типу магнитно-переменных звезд: в оптическом диапазоне ее переменность составляет 0,14m.

Еще один примечательный звездообразный объект этого созвездия — неправильная переменная звезда, обозначенная латинской буквой Y и носящая неофициальное название «Ла Суперба» («Превосходная»). Его ей присвоил итальянский астроном XIX века Анджело Секки (Angelo Secchi), обратив внимание на ее выразительный красный цвет, заметный даже в небольшие инструменты. Блеск этой звезды меняется с периодом около 160 суток, в максимуме он превышает 5-ю величину, а в минимуме может опускаться до 7-й величины. Отыскать ее можно, «отступив» примерно в 4° от β (беты) Гончих Псов в сторону Мицара — знаменитой визуально-двойной звезды в «ручке ковша» Большой Медведицы. В данном случае, по мнению астрономов, мы имеем дело с красным гигантом на поздних стадиях эволюции, обогащенном углеродом. Диаметр этой звезды не менее чем в 300 раз больше солнечного, расстояние до нее оценивается в 750-800 световых лет.

В созвездии Гончих Псов находится пять объектов каталога Мессье — шаровое скопление M3 и четыре яркие галактики: M51, M63, M94 и M106. Наш обзор туманных объектов этого участка неба начнем с первого из них. По яркости (6,0m) он занимает третье место среди шаровых скоплений северного полушария небесной сферы, уступая лишь M5 и M13.

Шаровое скопление M3 на снимке телескопа Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, G. Piotto et al.

M3 содержит свыше полумиллиона звезд в пределах сферы диаметром 160 световых лет и является одним из самых «многозвездных». По степени конденсации к центру оно относится к VI классу. В отличие от большинства объектов данного класса, оно состоит из относительно молодых светил, что можно заметить и визуально — при небольшом увеличении виден общий чуть синеватый фон. Наиболее яркие звезды здесь имеют блеск 11,5m, для уверенного разрешения нужен телескоп диаметром не менее 120 мм. В более крупные инструменты отчетливо заметны звездные «цепочки» по краям скопления. В 102-миллиметровый рефрактор можно рассмотреть яркое ядро и более слабую периферию. M3 прекрасно смотрится в телескопы диаметром 250-300 мм, когда вместо бледного пятна виден прекрасный «звездный рой».

Широкую известность имеет спиральная галактика M51, расположенная вблизи условной границы с Большой Медведицей. Она выглядит достаточно ярким объектом и обнаруживается даже в условиях умеренной городской засветки, если диаметр телескопа составляет более 80 мм. Чуть сложнее увидеть ее спутник — неправильную галактику NGC 5195 (9,5m; 5′). Эту пару внимательно исследовали выдающиеся наблюдатели прошлого — Уильям Гершель и Уильям Парсонс (лорд Росс). Последний в 1845 г. помощью 1,8-метрового телескопа обнаружил, что M51 имеет спиральную структуру. Скрупулезно зарисовав странную туманность, он дал ей собственное имя «Водоворот».

Снимок галактики M51 и ее спутника NGC 5195 (слева), сделанный телескопом Hubble. Источник: NASA, ESA, S. Beckwith (STScI), and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

При хороших условиях M51 доступна биноклю 50×10. Ее удобнее искать, «отталкиваясь» от ковша Большой Медведицы — в 3,5° к юго-западу от Алкаида, крайней звезды в его «ручке». В 150-миллиметровый телескоп уже видно яркое ядро галактики и диффузное свечение вокруг него, а также NGC 5195 — округлое пятно с ярким центром. С помощью апертуры 200 мм можно попробовать различить спиральные ветви M51. Ключом к успеху будет темное незасвеченное небо, а также длительная адаптация глаза к темноте. В 350-миллиметровые инструменты структура галактики видна без труда, они также позволяют разглядеть некоторые подробности строения ее спутника и слабую светящуюся перемычку, соединяющую две звездные системы.

В 5° к югу и в 2,5° к западу от M51 находится еще один объект каталога Мессье — спиральная галактика M63 (8,6m). Она имеет неофициальное название «Подсолнух»: на ее фотографиях яркое центральное сгущение обрамляют красиво закрученные «лепестки». При длительных экспозициях большая ось галактики прослеживается до 15′, визуально — до 6-7′. Несмотря на то, что от M51 ее отделяет 5,7°, между ними существует активное гравитационное взаимодействие. Расстояние до этой пары галактик оценивается в 37 млн световых лет.

M63 представляет собой несложный объект для небольших телескопов при условии, что наблюдения проводятся вдали от источников засветки. В этом случае галактику можно обнаружить в 50-миллиметровый бинокль как небольшое продолговатое пятнышко. В 150-миллиметровый телескоп уверенно видная яркая центральная часть, окруженная слабым гало. Его восточный край кажется «острее» западного. Внимательный наблюдатель может заметить, что центральное сгущение расположено асимметрично относительно геометрического центра овала. Крупные телескопы диаметром от 450 мм показывают красивые спиральные ветви M63, придающие ей сходство с подсолнухом. На подробных цветных фотографиях заметны розовато-красные пятна на фоне рукавов — области активного звездообразования, в которых сосредоточено значительное количество ионизированного водорода.

Следующий объект каталога Мессье — M94 (8,2m; 14×12′) — находится неподалеку, в 3° к северо-западу от уже упоминавшейся α Гончих Псов. Морфологический тип этой звездной системы точно не установлен; по всей видимости, она принадлежит к спиральным галактикам типа Sa или Sb. Расстояние до нее точно не определено и лежит в пределах от 14 до 33 млн световых лет. На подробных цветных снимках M94 видно яркое центральное сгущение, окруженное кольцом областей звездообразования. На фотографиях, сделанных с длительными выдержками, поперечник галактики достигает 15′, визуально она выглядит примерно в пять раз меньшей.

Отыскать M94 на небе можно и с небольшим биноклем, но при малом увеличении ее трудно отличить от звезд. Она неплохо смотрится в 150-миллиметровый рефлектор как круглое пятно диаметром всего 2,5′, с резким повышение яркости к центру, по внешнему виду слегка напоминая компактное шаровое скопление. Видимый поперечник этого объекта в значительной мере зависит от уровня засветки и кажется немного больше при наблюдениях в крупные телескопы. Такие инструменты дают возможность рассмотреть звездообразное ядро в центре, неоднородности свечения гало и отклонения от правильной круговой формы. Центральная часть галактики имеет высокую поверхностную яркость и легко наблюдается на засвеченном небе.

Галактика M106 (8,4m; 19×7,3′) может стать настоящим открытием для любителя астрономии. Несмотря на то, что она входит в двадцатку самых ярких подобных объектов северного полушария неба, особой популярностью она не пользуется. Ее можно отыскать с 70-миллиметровым рефрактором даже в условиях умеренной городской засветки. По мнению большинства специалистов, она относится к классу Sb, хотя некоторые источники причисляют ее к промежуточному типу между Sb и Sc. На фотографиях M106 немного напоминает Туманность Андромеды (M31): ее экваториальная плоскость наклонена к лучу зрения примерно под таким же углом. Хорошо заметны спиральные ветви, темные пылевые рукава и очаги звездообразования. Эта галактика, как и многие другие, содержит значительное количество «скрытой массы», природа которой пока точно не установлена.

В 150-миллиметровый рефлектор M106 выглядит диффузным пятном овальной формы размерами 11×4′ с ярким, почти звездообразным центром. 250-миллиметровые инструменты позволят четче определить форму и границы свечения (параллелограмм с двумя сглаженными вершинами) и рассмотреть наиболее яркие части спиральных рукавов. С их помощью всего в 12′ от этой звездной системы можно заметить смутное полосообразное свечение — галактику NGC 4248 (12,6m), классифицируемую как неправильная.

Среди других галактик, «обитающих» в Гончих Псах и не вошедших в каталог Мессье, заслуживает упоминания спиральная система NGC 4631 (9,2m), относящаяся к классу Sc и расположенная в южной части созвездия, у границы с Волосами Вероники. По не совсем понятным причинам Шарль Мессье «пропустил» этот интересный и достаточно яркий объект, уступив честь его открытия Уильяму Гершелю.

За свою вытянутую и заметно асимметричную форму NGC 4631 получила прозвище «Кит». В отсутствие сильной засветки ее можно отыскать с помощью 60-миллиметровой подзорной трубы, а в телескоп с апертурой 150 мм уже видны некоторые подробности ее строения. При наблюдениях в 250-миллиметровый рефлектор с увеличением 200 крат галактика занимает почти все поле зрения, при этом четко заметна ее форма, утолщенная к центру и заостренная на краях. Особенно «острым» выглядит тонкий западный край. Вдоль большой оси видны нечеткие более яркие сгущения и компактные темные участки, соответствующие скоплениям межзвездной пыли. Рядом с туманной полосой этой системы, к северо-западу от ее геометрического центра, находится звездочка 12m, которая может служить ориентиром для поиска слабой галактики-спутника NGC 4627 (12,4m; 2,6×1,8′). Она неплохо смотрится на фотографиях, но визуально даже в 250-миллиметровые инструменты видна с трудом.

К юго-востоку от вышеупомянутой пары находится еще одна удивительная звездная система, помеченная в каталоге NGC восклицательным знаком и номером 4656. Она имеет неофициальное название «Клюшка», общий блеск 10,5m и видимые размеры 19,5×3′. Взглянув на нее в 300-миллиметровый телескоп, редко кто удержится от удивленного возгласа. Большинство галактик имеет осевую симметрию, в данном же случае одна половина спиральных ветвей раздвоена и размыта, а другая — искривлена и заканчивается странным «отростком» (он имеет собственный индекс NGC 4657). Предполагается, что такое искажение формы возникло из-за приливного взаимодействия с массивной «соседкой» NGC 4631. Не так давно астрофизики обнаружили слабый газовый шлейф, соединяющий эти системы.

Галактика NGC4656. Источник: Hanson Astronomy Photos

Пара близких галактик расположена в 3,5° к юго-востоку от звезды α Гончих Псов. Это NGC 5005 (9,9m; 5,8×2,8′) и NGC 5033 (10,2m; 10,8×5′). На небе их разделяет менее градуса, они видны в одном поле зрения слабого окуляра. Обе галактики относятся к спиральным системам типа Sb или Sa (хотя NGC 5005 ранее причисляли к классу Е7) и имеют одну общую черту — яркую центральную часть и развитые, но едва заметные ветви. На фотографиях вторая из них выглядит необычно: центральная часть с внутренними спиральными ветвями очень мала, а ее внешние рукава чрезвычайно слабы и охватывают в десятки раз большую площадь. Активное ядро галактики имеет переменную яркость — по этому признаку NGC 5033 причислена к сейфейртовским галактикам. К сожалению, в телескоп подробности строения этих систем рассмотреть почти невозможно.

Еще одна поразительная по форме галактика находится примерно в 3° севернее β Гончих Псов. Глядя на NGC 4449 (9,5m; 6,2×4,4′) в 250-миллиметровый рефлектор, трудно поверить, что это действительно далекий «звездный остров» — настолько необычной выглядит ее наиболее яркая часть, имеющая форму вытянутого треугольника. Внутри него при увеличении более 150 крат видно компактное круглое ядро. Присмотревшись, можно заметить «крапчатое» строение системы, несколько темных полос вдоль сторон треугольника и яркий «узелок» на северо-восточном крае. Снимки телескопа Hubble подтвердили подозрения о том, что в этой галактике содержится много межзвездной материи и протекают исключительно бурные процессы звездообразования.

К юго-западу от β Гончих Псов находится оранжевато-желтая звезда 6 Гончих Псов (5m). Двигаясь далее в том же направлении и отклонившись чуть к западу, можно найти галактику NGC 4244 (10,3m). Поверхностная яркость этой спиральной системы невелика, но, отыскав ее на небе, наблюдатель поймет, что она стоит потраченного времени. Чтобы насладиться прекрасным видом этого объекта, желательно применить телескоп с максимальной доступной апертурой и выбрать для наблюдений прозрачную ночь. В этом случае при увеличениях от 200 крат галактика пересекает все поле зрения окуляра, полностью оправдывая свое название — «Серебряная игла». Острия этой иглы постепенно растворяются в глубине ночного неба, а в самом центре заметно яркое, продолговатое сгущение. Видимые размеры галактики составляют 15×1,5′ (10:1), она занимает одно из первых мест по степени вытянутости.

«Звездные фейерверки» в галактике NGC 4449, сфотографированные космическим телескопом Hubble. Источник: ESA/Hubble

Еще две галактики, NGC 4214 и 4151, находятся по обе стороны от NGC 4244 и в небольшие инструменты смотрятся почти близнецами. В крупные телескопы, однако, заметны различия: NGC 4151 (10,8m; 6,3×4,5′) выглядит круглой, со звездой 11,5m в центре, а у NGC 4214 (9,8m; 8,6×6,8′) на фоне слабого диффузного свечения заметна яркая, сплюснутая и искривленная на концах сердцевина.

В следующей статье вы узнаете об астрономических событиях и достопримечательностях второй половины мая. Желаем вам чистого неба и удачных наблюдений!