Hubble сфотографировал «галактику-медузу»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Галактику ESO 137-001 благодаря ее форме часто сравнивают с медузой. Фотографии, сделанные телескопом Hubble, демонстрируют исходящие из нее яркие голубые полосы, чем-то напоминающие щупальца. Но как именно эта система приобрела столь необычную форму?

Галактика ESO 137-001 . Фотография телескопа Hubble. Источник: NASA/ESA

Все дело в ее расположении и скорости. ESO 137-001 движется по направлению к центру галактического скопления Abell 3627. Ее скорость относительно соседей составляет 2000 км/с. С другой стороны, межгалактическое пространство не является пустым — оно заполнено раскаленной плазмой, в основном состоящей из ионизированного водорода и гелия.

В результате, когда ESO 137-001 «пробивается» через межгалактическую среду, это приводит к формированию ударного давления. Данный процесс можно сравнить со встречным потоком воздуха во время поездки на автомобиле. Давление плазмы приводит к «выдуванию» из галактики ее собственного газа. Снимки в рентгеновском диапазоне демонстрируют, что за ней тянется газовый хвост протяженностью около 260 тыс. световых лет — при том, что диаметр самой галактики составляет 100 тыс. световых лет.

Галактика ESO 137-001. Комбинированное изображение в видимом и рентгеновском диапазоне. Источник: NASA, ESA, CXC

В выброшенном из ESO 137-001 газе активно формируются новые звезды. Это объясняет голубой цвет ее «щупалец». В то же время сама галактика постепенно теряет запасы межзвездной материи, и в ней образуется все меньше новых светил. В будущем она окончательно потеряет возможность «производить» новые звезды. Ее спиральная структура будет разрушена, и она станет напоминать желтоватую эллиптическую галактику, которую можно заметить в правой части изображения.