Главная Новости Видео дня: музыка пульсаров

Видео дня: музыка пульсаров

Астрономия Видео

Представленное видео подготовлено командой проекта «Радиоастрон». Ученые преобразовали собранные космическим радиотелескопом «Спектр-Р» записи излучения пульсаров в звуковые волны. В результате они смогли получить «музыку» — причудливые мелодии таинственных маяков дальнего космоса.

Пульсары представляют собой быстро вращающиеся нейтронные звезды с магнитным полем, ось которого наклонена к оси их вращения, что вызывает модуляцию приходящего на Землю излучения. Когда в 1967 г. астрономы впервые зарегистрировали сигнал пульсара, то некоторое время всерьез рассматривали возможность того, что эти строго периодические радиоимпульсы из далекого космоса имеют искусственное происхождение. Позже они в шутку присвоили объекту неформальное обозначение LGM-1, что являлось сокращением от английского Little Green Men («маленькие зеленые человечки»).

На данный момент астрономы обнаружили уже несколько тысяч пульсаров. Помимо научного интереса, эти экзотические объекты имеют и вполне конкретное применение. Их сигналы можно использовать как эталоны времени и в навигационных системах спутников. За последние годы было проведено несколько экспериментов, продемонстрировавших возможность определения космическими аппаратами своего местоположения, используя в качестве ориентиров излучение пульсаров.