Фото дня: сумерки на Паранале

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

Представленный снимок сделан фото-амбассадором ESO Мигелем Кларо (Miguel Claro). На нем запечатлен Очень большой еелескоп (VLT) — один из крупнейших астрономических инструментов мира, получающий уникальные данные и имеющий высочайшее угловое разрешение. Он представляет собой комплекс из восьми телескопов, установленных на обсерватории Серро Параналь, которая находится на изолированной горной вершине в чилийской пустыне Атакама.

Очень Большой Телескоп (VLT) ESO. Источник: ESO/M. Claro

Расположение в этой удаленной точке мира дает много преимуществ. Здесь одно из самых сухих мест на Земле с очень хорошими атмосферными условиями для астрономических наблюдений: идеальной прозрачностью, низким уровнем турбулентности и полным отсутствием светового загрязнения. На некоторых метеорологических станциях в Атакамской пустыне никогда не регистрировался дождь.

Однако в такой изоляции есть и определенные неудобства. Чтобы добраться сюда, требуется настоящая самоотверженность: расстояние до ближайшего городка на юге — 110 км. Впрочем, это не останавливает ученых, визитеров и даже съемочные группы. В 2008 г. в гостинице обсерватории проходили съемки некоторых сцен из фильма «Квант милосердия».

Изображение обсерватории было получено во время заката. Лучи заходящего Солнца подсвечивают покрытую инеем землю, окутывая местность неповторимым сиянием. А благодаря великолепным атмосферным условиям на небе уже видны звезды.

На снимке можно увидеть семь из восьми инструментов VLT. Прямоугольные угловатые башни в правой части кадра — это 8,2-метровые Основные телескопы («юниты») комплекса. Шаровидные открытые купола слева — 1,8-метровые Вспомогательные телескопы. Они установлены на подвижных платформах, перемещающихся по сети рельсов. Это позволяет размещать их на 30 подготовленных площадках, благодаря чему VLT может использоваться как интерферометр с перестраиваемой базой. Интерферометрией называется техника объединения сигналов, получаемых несколькими телескопами, в результате чего они работают как один инструмент большего размера. Этот метод позволяет значительно увеличить объем выполняемых ими задач.