Жемчужины апрельского неба (часть 2)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Вторая половина апреля — один из самых благоприятных периодов для любителей астрономии в наших широтах. Ночи все еще достаточно длинные и в большинстве своем ясные, однако нужно учитывать возможность ночных заморозков и одеваться на наблюдения потеплее. В середине весны небо, в отличие от зимнего, не блещет яркими звездами, что и неудивительно — ведь в это время мы смотрим в направлении северного галактического полюса, где количество звезд Млечного Пути минимально, а почти полное отсутствие межзвездной пыли позволяет эффективно наблюдать далекие галактики.

Источник: Wallpaper Flare

Вначале напомним о событиях второй половины апреля, в которых «участвуют» объекты Солнечной системы.

Меркурий после наибольшей западной элонгации продолжит сближаться с Солнцем, перемещаясь по созвездию Водолея и до конца месяца оставаясь недоступным для наблюдений. В похожих условиях (дополнительно усугубленных его слабым блеском) окажется и Нептун, восходящий уже в разгар утренних сумерек и сразу теряющийся в лучах зари. Уран в описанный период будет находиться в околосолнечном ореоле, а 22 апреля пройдет всего в полуградусе от диска светила — таким образом, увидеть его вообще невозможно.

Венера во второй половине апреля видна в предрассветные часы как яркая звезда -3,9m на фоне рассвета. Видимый диаметр планеты в конце месяца составит 11,6 угловых секунд. Марс по-прежнему остается в созвездии Тельца, блеск и угловой диаметр медленно планеты продолжат уменьшаться (до 1,6m и 4 угловых секунд соответственно). Юпитер во второй половине апреля будет восходить около полуночи, имея блеск около -2,3m. Его видимый путь пройдет по южной части созвездия Змееносца и восходить около полуночи. Экваториальный диаметр диска планеты превысит 43 секунды. 23 апреля состоится соединение планеты с Луной до расстояния 1,5°.

Блеск Сатурна достигнет 0,5m. До 30 апреля «окольцованная планета» будет перемещаться прямым движением по созвездию Стрельца, а далее после стояния его движение смениться обратным. Видимый диаметр сатурнианского диска составит 17 секунд. К концу апреля продолжительность видимости Сатурна увеличится до трех часов.

На вторую половину апреля приходится активность двух метеорных потоков — Виргинид (максимум 18 апреля) и Лирид (21 апреля). Первый представляет собой комплекс из нескольких роев и характерен малым количеством метеоров — не более десятка в час. Лириды, наоборот, довольно активны и известны еще с глубокой древности (687 г. до н.э). В 1922 г. дождь Лирид наблюдался над Украиной (тогда количество метеоров превысило 2000 в час). Обычно их зенитное часовое число в максимуме составляет около 20-25.

В центре нашего внимания на этот раз окажется созвездие Волос Вероники. Это одно из немногих созвездий, которое названо в честь конкретного исторического лица — жены фараона Птолемея Эвергета (III век до н.э.). Она принесла в дар богам свои волосы «в обмен» на счастливое возвращение мужа из военного похода. Впоследствии они исчезли из храма, а придворные жрецы-астрономы объявили, что волосы Вероники вознесены на небо.

Созвездие Волос Вероники и его основные достопримечательности. Источник: wikimedia.org

По сути, обширная группа неярких звездочек в центре созвездия — это и есть Волосы Вероники, или, по современной терминологии, рассеянное скопление «Кома» (Melotte 111; 2m). Лучше всего оно смотрится в бинокли, поле зрения которых составляет не менее 5°. Расстояние до него оценивается в 280 световых лет, то есть оно расположено к нам ближе, чем знаменитые Плеяды. Однако подобные скопления для данной области неба нехарактерны — основным ее «населением» являются галактики, поскольку здесь находится одно из самых крупных галактических сверхскоплений, насчитывающее не менее 40 тыс. звездных систем, среди которых преобладают эллиптические и линзовидные.

Самая яркая галактика созвездия Волос Вероники M64 (8,5m) относится к типу Sb и имеет довольно необычный вид. Мощная полоса темной пылевой материи пересекает туманный овал спиральной системы, поэтому она имеет название «Черный глаз». Причина возникновения этой полосы точно не выяснена. Возможно, она представляет собой остаток другой, меньшей галактики, которая была поглощена M64. Эти предположения подтверждаются и необычностью вращения галактического диска: внутренняя его часть радиусом в 3000 световых лет вращается в одну сторону, а внешняя — в другую (причем во внешних областях направление вращения межзвездного газа противоположно движению звезд, находящихся в этой области). Линейный поперечник галактики близок к 55 тыс. световых лет, на лучших фотографиях галактику можно проследить до угловых размеров 10,1′. Расстояние до нее точно не определено и находится в пределах от 12 до 44 млн световых лет (с наиболее вероятным значением 20 млн световых лет).

M64 несложно обнаружить в 50-миллиметровый бинокль. В телескопы с диаметром объектива 100-120 мм заметна эллиптическая форма этой системы и неравномерности ее свечения. В инструменты с апертурой от 200 мм и выше уже уверенно видна темная полоса, изогнувшаяся вдоль яркой центральной части, и звездообразное ядро в центре. Галактика расположена в области неба, крайне бедной яркими звездами. Ориентиром для ее поиска служит кратная звезда 35 Волос Вероники: M64 находится всего в 54′ к северо-востоку от нее.

Южная часть созвездия лежит в 9-10° восточнее Денеболы (β Льва). Самая северная и самая яркая галактика в этом районе имеет обозначение M85 и блеск чуть выше 9m. Это линзовидная система типа S0, хотя в некоторых каталогах указывается тип Ер. Основным ее «населением» системы являются достаточно старые звезды. На фотографиях, сделанных с длительными экспозициями, галактика прослеживается до размеров 7,2′, что соответствует поперечнику в 130 тыс. световых лет. Расстояние до этой звёздной системы оценивается примерно в 60 млн световых лет.

Галактика M85 и два ее меньших спутника: слева внизу — MCG 3-32-38, справа вверху — NCG 4394. Снимок сделан на обсерватории Стэна Уотсона (Stan Watson Observatory) в штате Нью-Мексико. Источник: Stan Watson Observatory

M85 можно обнаружить с помощью небольшого телескопа в 1,2° к северо-востоку от двойной звезды оранжевого цвета 11 Волос Вероники. В 150-миллиметровый рефлектор галактика выглядит вытянутым эллипсом, в центре которого находится яркое ядро. Видимые размеры большой полуоси обычно не превышают 4′. Более крупные телескопы (200-300 мм в диаметре) продемонстрируют звезду 13m у северного края ее овала, но внешний вид самой галактики останется практически без изменений.

Если апертура вашего телескопа превышает 80 мм, попробуйте рассмотреть всего в 7′ восточнее еще одну галактику — NGC 4394 (10,8m). Она выглядит округлым пятнышком света с чуть более ярким центром. Переведя телескоп на 1,3° к юго-востоку, можно отыскать спиральную галактику NGC 4450 (10m) с яркой сердцевиной и протяженной диффузной оболочкой.

В 2006 г. в галактике M100 вспыхнула Сверхновая — пятая с 1900 г. (более яркая из пары желтоватых звездочек справа от галактического центра). Ее наблюдения велись на полутораметровом телескопе Европейской Южной обсерватории. Источник: ESO

В 2° южнее звезды 11 Волос Вероники находится еще один объект каталога Мессье — галактика M100 (9,6m), относящаяся к типу Sc и повернутая к нам практически «плашмя». На фотографиях красиво смотрятся две спиральные ветви, усеянные молодыми голубоватыми звездами, и очень яркое желтоватое ядро. Периферийные области простираются значительно дальше, чем воспринимает глаз. Эта звездная система неоднократно исследовалась, в частности, с помощью космического телескопа Hubble, благодаря чему появилась возможность уточнить расстояние до нее (56±6 млн световых лет) и подтвердить ее принадлежность к Скоплению Девы.

В хорошую ночь M100 можно обнаружить с биноклем 10×50 как слабую звездочку, окруженную туманной оболочкой диаметром 3-4′, но для уверенных поисков необходим как минимум 60-миллиметровый рефрактор. Телескопы диаметром до 200 мм практически не добавляют никаких подробностей. В более крупные инструменты становятся заметны три звездочки 13m, между которыми находится диск галактики, видны неравномерности свечения ее оболочки. При увеличении свыше 150 крат видно, что галактическое ядро не является точечным объектом, а имеет поперечник примерно 15″. Любители редко наблюдают эту галактику из-за небольшой поверхностной яркости и обилия других, более интересных объектов в этой области неба.

С помощью звезды 5-й величины 6 Волос Вероники несложно отыскать галактики M98 (10,1m) и M99 (10m).

Для успешных поисков первой из них желательно использовать телескоп с диаметром объектива не менее 70 мм. В 150-миллиметровый рефлектор при увеличении 60× она видна веретенообразным свечением с небольшим увеличением яркости вблизи центра. Северный край «веретена» выглядит более резким и ярким. В крупные телескопы можно заметить близлежащие звезды 13m, звездообразное ядро, неравномерности свечения и малоконтрастную сероватую полоску пыли, протянувшуюся вдоль овала.

Галактика M98 на снимке Телескопа новых технологий Европейской Южной обсерватории (NTT ESO). Источник: ESO

M99 лежит в 50′ к юго-востоку от звезды 6 Волос Вероники. Ее поверхностная яркость невелика, поэтому искать ее необходимо в безлунную ночь с хорошей прозрачностью в местности, удаленной от источников засветки. Наблюдения этого объекта с небольшими телескопами обычно не впечатляют любителей астрономии: в поле зрения окуляра видно лишь бледное диффузное пятно 4-5′ в диаметре с незначительным повышением яркости к центру. Только телескопы с диаметром объектива от 300 мм и выше позволяют рассмотреть спиральную структуру этой системы. Галактика относится к типу Sc, на данный момент установлено, что вращение ее спиралей происходит по часовой стрелке.

Галактика М99 на снимке обсерватории Маунт-Леммон. Источник: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona

В 1848 г. лорду Россу впервые удалось заметить здесь спиральные ветви. Таким образом, M99 стала вторым (после M51) объектом, у которого обнаружили спиральную структуру. Относительно короткие серповидные звездные рукава этой системы отлично смотрятся на фотографиях — галактика вполне оправдывает название «Фейерверк». Ее ядро смещено относительно геометрического центра: такое искажение возникло в результате недавнего взаимодействия с другими членами Скопления Девы.

Галактики M88 (9,8m) и M91 (10,2m) лежат в южной части созвездия Волос Вероники, где даже звезды пятой величины встречаются нечасто. Первая относится к типу Sb (иногда ее классифицируют как Sa) с симметричным расположением ветвей. Ее экваториальная плоскость наклонена на 30° к лучу зрения, поэтому по виду эта галактика немного напоминает знаменитую Туманность Андромеды. Ее поперечник оценивают в 130 тыс. световых лет при расстоянии до нее в 60 млн световых лет. Она является несложной «добычей» для любителей, хотя из-за отсутствия четких ориентиров ее можно спутать с другими галактиками этого участка неба. В 150-миллиметровый телескоп она выглядит веретенообразным свечением длиной ~5′, в центре которого заметно удлиненное ядро. На юго-восточном крае находится слабая звездочка 12,4m. Более крупные телескопы уже позволяют рассмотреть звездообразное ядро и общие признаки спиральной структуры — чередующиеся светлые и темные дугообразные участки, соответствующие спиральным рукавам и промежуткам между ними.

M91 также принадлежит к Скоплению Девы, расстояние до нее оценивается в 52±6 млн световых лет. При хороших атмосферных условиях эту галактику можно заметить в 60-миллиметровый телескоп, но все же лучше использовать более мощный инструмент. Ее внешний вид во многом зависит от условий наблюдений и применяемой апертуры. В 150-миллиметровый рефлектор она смотрится бледным круглым пятном с более ярким ядром в центре. При длительном рассматривании можно заметить небольшие перепады яркости на общем фоне. В телескопы с апертурой 400-500 мм уже уверенно видна овальная форма галактики, перемычка-бар и две слабые спиральные ветви, выходящие из нее.

Несколько замечательных галактик скрываются в окрестностях звезды γ Волос Вероники. К юго-востоку от нее находятся NGC 4725 (9,3m), 4565 (9,6m), 4494 (10,2m), 4559 (9,9m), к северо-западу — NGC 4414 (10m), 4314 (10,5m), 4274 (10,4m) и 4278 (10m). Самая известная среди них, безусловно, NGC 4565 «Игла». Вид этой звездной системы производит неизгладимое впечатление на наблюдателя: из яркой круглой сердцевины выходят два тонких, поразительно длинных луча.

Всего в градусе западнее «Иглы» находится галактика NGC 4494. Как и большинство эллиптических галактик, она выглядит круглым светящимся пятном с яркой сердцевиной и более слабой диффузной периферией. В целом ее внешний вид напоминает голову кометы с умеренной степенью конденсации. Блеск этой системы в разных источниках указывается в диапазоне от 9,5 до 10,5m, в качестве ориентира для поисков можно взять звезду 17 Волос Вероники (5,2m): NGC 4494 расположена в 35′ к востоку от нее.

Ещё одна довольно простая для поисков звездная система находится неподалеку, в 3° западнее (и чуть к югу) от NGC 4565. Это NGC 4725 (9,3m) — «Удивительная спираль». При наблюдениях за городом она доступна даже 60-миллиметровому рефрактору, а 150-миллиметровый телескоп показывает ее в виде слегка удлиненного диффузного свечения, в центре которого находится яркое ядро. В крупные телескопы (диаметром от 300 мм) различается внешнее спиральное кольцо и слабая галактика NGC 4712 (13m), расположенная в 11′ западнее.

Галактика NGC 4559 лежит в 2° к северу от «Иглы» и вполне доступна 150-миллиметровому рефлектору, но только крупные инструменты покажут ее во всей красе.

Галактика NGC 4725 на снимке обсерватории Маунт-Леммон. Источник: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona

Группа галактик, лежащих к северо-западу от γ Волос Вероники, выглядит менее впечатляюще. Самой яркой здесь является эллиптическая NGC 4278. При видимом поперечнике всего 2′ (фотографические размеры примерно вдвое больше) и блеске 10,2m эта галактика является достаточно легким объектом для любительских инструментов. 250-миллиметровый рефлектор показывает здесь почти круглую, туманность с очень ярким звездообразным центром. В 20′ к северу находится интересная спираль NGC 4274 «Сатурн», но на «окольцованную планету» галактика похожа только на фотографиях. В крупный любительский телескоп видно, что кольцо, окружающее яркую сердцевину, имеет два дугообразных уплотнения, выходящих из нее наподобие буквы S.

Насладившись видом далеких галактики, можно попробовать отыскать два шаровых скопления, расположенных неподалеку от двойной звезды Диадемы (α Волос Вероники, 4,4m;). Первое из них — M53 (7,6m) — одно из самых удаленных от нас скоплений: от центра Галактики его отделяет 60 тыс. световых лет, а от Солнечной системы оно удалено на 57 тыс. световых лет. Линейный поперечник этого объекта близок к 250 световым годам. По степени концентрации M53 относят к классу V.

Чтобы найти скопление на небе, нужен телескоп с апертурой не менее 50 мм. В небольшие инструменты оно выглядит как бледное пятно с резким повышением яркости к центру, где находится яркое, почти звездообразное ядро. Видимый поперечник M53 почти втрое меньше, чем фотографический. Скопление не содержит звезд ярче 12,5m, поэтому его периферия разрешается только в телескопы с диаметром объектива не менее 180 мм при увеличениях от 100 крат. Оно красиво смотрится в телескопы с апертурой более 250 мм, когда вместо туманного пятна видны сотни слабых звездочек.

В 1° к юго-востоку от M53 располагается еще одно шаровое скопление NGC 5053 (9,8m). Оно более разрежено и имеет гораздо меньшую поверхностную яркость. Для его успешного поиска желателен телескоп с апертурой не менее 200 мм и темное незасвеченное небо. При благоприятных условиях здесь видно едва уловимое бледное пятно диаметром около 6′ без повышения яркости к центру, столь обычного для шаровых скоплений. В 300-миллиметровый рефлектор уже можно рассмотреть отдельные звезды от 14m.

Малоизвестное шаровое скопление NGC 4147 (10,2m) расположено в 2° к югу от желтоватой звездочки 5 Волос Вероники. Его поверхностная яркость выше, чем у NGC 5053, и оно неплохо выделяется на фоне неба. В 250-миллиметровый телескоп при увеличении 150 крат здесь виден правильный «крапчатый» шар около 3 минут в диаметре, в центре которого выделяется яркое компактное ядро.

В следующей статье вы узнаете об астрономических событиях и небесных достопримечательностях первой половины мая.