Главная Новости Chandra сфотографировал центр галактики M87

Chandra сфотографировал центр галактики M87

Астрономия

10 апреля сотрудники проекта EHT (Event Horizon Telescope) опубликовали исторические изображение «силуэта» черной дыры. Оно было получено сетью из восьми радиотелескопов, работавших в режиме интерферометра, что позволило создать аналог антенной решетки размером с Землю. На снимке можно увидеть яркое кольцо, окружающее темный участок — «тень» расположенной в центре эллиптической галактики M87 (Messier 87) сверхмассивной черной дыры, в 6,5 млрд раз превышающей по массе Солнце.

Изображение галактики M87 в рентгеновском диапазоне (слева), и фотография расположенной в ее центре сверхмассивной черной дыры (справа). Источник: X-ray: NASA/CXC/Villanova University/J. Neilsen; Radio: Event Horizon Telescope Collaboration

Однако, помимо радиотелескопов, в изучении M87 принимали участие и другие инструменты — например, орбитальная обсерватория Chandra. Представленное изображение было получено ею в ходе наблюдений, проведенных в апреле 2017 г. Оно демонстрирует центр галактики M87 в рентгеновском диапазоне.

В отличие от радиотелескопов EHT, Chandra обладает намного большим полем зрения. Благодаря этому он может видеть не только ядро галактики, но и исходящие из него джеты. Так называют струи вещества, выбрасываемые из окрестностей черной дыры с околосветовой скоростью. Обсерватории удалось заснять один из джетов M87 (он показан на вставке), протяженность которого превышает 1000 световых лет.

В целом M87 является одной из крупнейших и ярчайших звездных систем, расположенных сравнительно близко к Млечному Пути. По массе она превышает нашу Галактику в 200 раз и очень активно излучает в радиодиапазоне. Черная дыра в центре M87 окружена массивным аккреционным диском, диаметр которого достигает почти половины светового года. По подсчетам астрономов, каждый год она поглощает вещество, по массе эквивалентное десятой части нашего Солнца.

По материалам: http://chandra.si.edu