Chandra сфотографировал центр галактики M87

Новости астрономии, астрофизики и космологии

10 апреля сотрудники проекта EHT (Event Horizon Telescope) опубликовали исторические изображение «силуэта» черной дыры. Оно было получено сетью из восьми радиотелескопов, работавших в режиме интерферометра, что позволило создать аналог антенной решетки размером с Землю. На снимке можно увидеть яркое кольцо, окружающее темный участок — «тень» расположенной в центре эллиптической галактики M87 (Messier 87) сверхмассивной черной дыры, в 6,5 млрд раз превышающей по массе Солнце.

Изображение галактики M87 в рентгеновском диапазоне (слева), и фотография расположенной в ее центре сверхмассивной черной дыры (справа). Источник: X-ray: NASA/CXC/Villanova University/J. Neilsen; Radio: Event Horizon Telescope Collaboration

Однако, помимо радиотелескопов, в изучении M87 принимали участие и другие инструменты — например, орбитальная обсерватория Chandra. Представленное изображение было получено ею в ходе наблюдений, проведенных в апреле 2017 г. Оно демонстрирует центр галактики M87 в рентгеновском диапазоне.

В отличие от радиотелескопов EHT, Chandra обладает намного большим полем зрения. Благодаря этому он может видеть не только ядро галактики, но и исходящие из него джеты. Так называют струи вещества, выбрасываемые из окрестностей черной дыры с околосветовой скоростью. Обсерватории удалось заснять один из джетов M87 (он показан на вставке), протяженность которого превышает 1000 световых лет.

В целом M87 является одной из крупнейших и ярчайших звездных систем, расположенных сравнительно близко к Млечному Пути. По массе она превышает нашу Галактику в 200 раз и очень активно излучает в радиодиапазоне. Черная дыра в центре M87 окружена массивным аккреционным диском, диаметр которого достигает почти половины светового года. По подсчетам астрономов, каждый год она поглощает вещество, по массе эквивалентное десятой части нашего Солнца.

По материалам: http://chandra.si.edu