Обнаружен невидимый компаньон у одной из близких звезд

Команда астрономов из Австралии и США объявила об открытии невидимого компаньона у звезды HD 118475, сделанном в рамках проекта AAPS (Anglo-Australian Planet Search), целью которого является поиск планетоподобных спутников у близких светил южного полушария небесной сферы.

Система, состоящая из обычной звезды и белого карлика в представлении художника. Источник: Casey Reed/NASA

HD 118475 — желтый карлик, расположенный на расстоянии 107 световых лет от Солнечной системы. Его масса на 12% превосходит массу Солнца, а возраст составляет примерно 4,1 млрд лет. Исследователи проанализировали 12-летний архив наблюдений за этой звездой, которые были выполнены спектрографом высокого разрешения UCLES, смонтированном на 3,9-метровом телескопе AAT. В результате им удалось обнаружить периодические отклонения в радиальной скорости HD 118475, вызванные влиянием гравитации невидимого компаньона. Последующие наблюдения, осуществленные при помощи телескопа Gemini South, подтвердили корректность сделанных астрономами выводов.

Анализ собранных данных говорит о том, что HD 118475 обладает спутником, масса которого составляет 0,44 солнечных. Его орбита пролегает на расстоянии 3,69 а.е. от «главной» звезды. На один оборот ему требуется 2070 дней.

Данные об изменении радиальной скорости звезды HD 118475. Источник: Kane et al., 2019.

Исследователи пришли к выводу, что спутником HD 118475 является компактный объект с чрезвычайно малой светимостью. Однако, учитывая его значительную массу, он не может быть коричневым карликом. Скорее всего, это белый карлик — остаток более массивной звезды, некогда входившей в состав системы. Существует также небольшая вероятность, что в качестве компаньона может выступать нейтронная звезда или черная дыра звездной массы. Астрономы надеются, что данные, содержащиеся в следующих релизах телескопа Gaia, помогут прояснить статус этого объекта.

По материалам: https://phys.org/