Звезды Большого Пса

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Представленное изображение получено телескопами Европейской Южной обсерватории (ESO). На нем запечатлено рассеянное скопление NGC 2362, расположенное на расстоянии 4800 световых лет от Солнца в созвездии Большого Пса.

Рассеянное скопление NGC 2362. Источник: ESO

Рассеянные скопления представляют собой группы светил, сформировавшихся из одного и того же молекулярного облака. Это значит, что все звездное население конкретного скопления имеет одинаковый химический состав и слабо связано силами гравитации. Так как все эти звезды сформировались вместе, для земного наблюдателя они представляют собой идеальную «космическую лабораторию», в которой можно проверять теории звездной эволюции — цепь событий, ведущих звезду от рождения из холодного и сравнительно плотного облака газа к неизбежной смерти.

В центре изображения видна система τ (тау) Большого Пса. Она состоит как минимум из пяти молодых светил, чей возраст не превышает 5 млн лет. Их суммарная светимость превышает солнечную в 500 тыс. раз. Главным компонентом системы является голубой сверхгигант. Его масса оценивается в 50 масс Солнца.

По космическим меркам жизнь подобных гигантов весьма скоротечна. Уже через несколько миллионов лет он завершит свое существование ослепительной вспышкой сверхновой, в то время как его менее массивные соседи будут сиять миллиарды лет.