VLT сфотографировал космическую «летучую мышь»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Очень большой телескоп Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) получил наиболее детальное на данный момент изображение слабой туманности NGC 1788, благодаря своим очертаниям также известной под названием «Летучая мышь». Она находится на расстоянии около 2 тыс. световых лет в одном из самых «темных» уголков созвездия Ориона.

Снимок туманности NGC 1788, полученный VLT. Источник: ESO

Туманность была впервые описана английским астрономом Уильямом Гершелем (William Herschel). Он включил ее в свой каталог, на основе которого впоследствии был создан знаменитый Новый общий каталог NGC — наиболее известный в любительской астрономии перечень объектов далекого космоса.

NGC 1788 является отражательной туманностью. Она не испускает собственный свет, а рассеивает излучение ярких молодых светил, скрывающихся в ее недрах, окутанных густыми пылевыми облаками (однако их изучение все же пробивается «на поверхность»). Наземные обсерватории ранее неоднократно фотографировали NGC 1788, но снимок VLT намного превосходит по детализации все более ранние изображения. Он позволяет рассмотреть мельчайшие детали пылевых структур туманности.

Фотография NGC 1788 была получена в ознаменование двадцатилетия начала работы одного из наиболее универсальных и востребованных приемников ESO — спектрографа низкой дисперсии с редуктором фокуса FORS2, смонтированном на «Анту» (одном из основных 8,2-метровых телескопов VLT). Благодаря широчайшему спектру функций и возможности получать изображения больших участков неба с высочайшим разрешением астрономы прозвали этот инструмент «швейцарским ножом».

Снимок туманности «Летучая мышь» был опубликован в рамках программы «Космические сокровища ESO» — образовательно-просветительской инициативы, целью которой является фотографирование интересных, загадочных или просто красивых объектов южного неба. Съемка обычно производится в такое время, когда телескопы в силу тех или иных причин не в состоянии вести запланированные наблюдения. Тем не менее, все полученные данные могут использоваться в научных целях и доступны астрономам через Научный архив ESO.