Обсерватория SDO засняла «обратное» затмение

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Эти необычные кадры были отсняты космической обсерваторией SDO 6 марта текущего года. В тот день Луна и Солнце выстроились в одну линию по отношению к спутнику, благодаря чему он стал свидетелем солнечного затмения, не наблюдавшегося на Земле.

SDO достаточно регулярно наблюдает подобные события. Однако состоявшийся 6 марта транзит Луны по солнечному диску отличался от привычного затмения. Как несложно заметить на видео, уже почти полностью открыв Солнце, естественный спутник нашей планеты словно остановился, а затем начал обратное движение.

Анимация, демонстрирующая изменения положения SDO и Луны. Источник: NASA/SDO

Разумеется, в реальности Луна не останавливалась и не «разворачивалась». Все дело в особенностях небесной механики. Скорость SDO по отношению к линии, соединяющей Землю и Солнце, составляет 3 км/c, а орбитальная скорость Луны немного превышает километр в секунду. В своем движении по орбите обсерватория «обогнала» ось лунной тени, что создало иллюзию обратного движения.

В подобном феномене нет ничего необычного. Еще в древности люди обратили внимание, что на небе имеется группа объектов, меняющих свое положение относительно остальных «неподвижных» звезд. Большую часть времени они двигались по небу в направлении, совпадающем с видимым движением Солнца и Луны. Но периодически эти объекты останавливались, а затем начинали двигаться в противоположную сторону, «выписывая» характерные петли. Чтобы отделить эти необычные тела от остальных звезд, античные астрономы назвали их планетами, что в переводе с греческого означает «странники».