Совет МКС договорился о сотрудничестве по проекту окололунной станции

Космические технологии

5 марта состоялось заседание Многостороннего координационного совета МКС. В нем приняли участие представители NASA, ESA, CSA, JAXA и «Роскосмоса». Основной темой обсуждения стала окололунная орбитальная станция LOP-G (Gateway). Участники встречи подтвердили заинтересованность в проекте и согласовали планы по созданию нового космического форпоста.

Сборка станции LOP-G. Источник: Nathan Coga for NSF/L2

LOP-G должна стать перевалочным пунктом для экспедиций за пределы низких околоземных орбит. Ее построят на высокоэллиптической окололунной орбите с апоцентром около 70 тыс. км. Станцию можно будет использовать как для миссий, предполагающих дальнейшую высадку на поверхность Луны, так для полетов в дальний космос.

В отличие от МКС, эта станция не будет постоянно обитаемой. Она сможет принять экипаж из четырех человек на срок от 30 до 60 дней. LOP-G должна состоять из шести основных модулей. Ее первым выведенным в космос элементом станет проектируемый NASA электродвигательный модуль PPE (Power and Propulsion Element), запуск которого запланирован на 2022 г.

Схема станции LOP-G

Через два года к модулю прибудет корабль Orion с участниками миссии EM-2. Астронавты состыкуют PPE с европейским модулем ESPRIT (European System Providing Refuelling, Infrastructure and Telecommunications) и американским UE (U.S. Utilization Element). Они обеспечат станцию системой связи, шлюзом для осуществления научных экспериментов и первоначальным жилым объемом, обеспечивающим кратковременное пребывание экипажа.

В последующие годы LOP-G пополнится двумя полноценными жилыми модулями (один будет построен NASA, другой — ESA и JAXA) и многоцелевым модулем («Роскосмос»), который будет использоваться для стыковки кораблей и выходов в открытый космос. CSA построит для LOP-G роботизированную руку-манипулятор, аналогичную установленной на МКС. Снабжение станции должно осуществляться при помощи логистических модулей (NASA и JAXA). При необходимости их можно использовать в качестве дополнительного жилого пространства.

Для экспедиций на Луну экипаж станции будет использовать лунный спускаемый аппарат. Его созданием займется одна из частных американских компаний. Согласно текущему плану, он должен быть готов к 2028 г.