Жемчужины мартовского неба (часть 1)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

В марте в основном заканчиваются холода, однако сумерки наступают все позже, напоминая, что скоро весеннее равноденствие. Поэтому желательно воспользоваться каждым моментом, каждой ясной ночью, чтобы пронаблюдать жемчужины весеннего небосвода. В это время года иногда случаются особенно прозрачные ночи, когда на небе вдали от источников засветки можно увидеть множество интересных объектов глубокого космоса.

Северное сияние в Лапландии. Источник: engineerontour.com

Но вначале — о том, какие события в первой половине марта произойдут с телами Солнечной системы.

Меркурий, пройдя в конце февраля наибольшую восточную элонгацию на расстоянии более 18° от Солнца, начинает приближаться к светилу и быстро скрывается в его лучах, а 15 марта вступает с ним в нижнее соединение. Условия видимости Венеры постепенно становятся все хуже из-за уменьшения наклона эклиптики к горизонту на предрассветном небе (в Южном полушарии они, наоборот, улучшаются). Марс продолжает удаляться от Земли, при этом его блеск постепенно падает, а диаметр диска к середине марта станет меньше 5 угловых секунд. Вечером 11 марта в 5° южнее планеты пройдет молодая Луна.

Все дольше на утреннем небе в марте видны Юпитер и Сатурн, однако последний в середине марта к моменту восхода Солнца на широте Киева будет подниматься над горизонтом всего на 15°. Уран, наоборот, виден по вечерам и садится вскоре после окончания вечерних сумерек. 10 марта в 5° от планеты пройдет Луна (правда, в нашей части света это сближение увидеть невозможно). Нептун 7 марта вступит в соединение с Солнцем, поэтому в описываемый период он недоступен наблюдениям.

Вечером 12 марта серп молодой Луны окажется в 7° южнее Плеяд (M45), а днем позже наш естественный спутник пройдет в градусе севернее Альдебарана (α Тельца).

Малозаметное созвездие Жирафа «граничит» с такими известными созвездиями, как Большая и Малая Медведица, Кассиопея, Персей и Возничий. Источник: wikimedia.org

В прошлых выпусках мы рассказывали в основном о ярких заметных созвездиях, но сейчас хотим уделить внимание достаточно невзрачным, к которым принадлежат Жираф и Рысь. Первое из них (на латыни его название звучит как Camelopardalis) «граничит» с Малой и Большой Медведицами, а также с Драконом, Цефеем, Кассиопеей, Персеем и Возничим. Жираф появился на звездных картах в 1624 г. благодаря немецкому астроному Якобу Барчиусу (Jakob Bartsch), зятю Иоганна Кеплера. Изначально оно должно было символизировать верблюда, однако из-за путаницы с изображениями животных на старых звездных картах в итоге приобрело современное название. Это созвездие не содержит звезд ярче четвертой величины: самая яркая из них обозначена буквой β (бета) и имеет блеск 4,03m. Это желтый гигант класса G1, расположенный на расстоянии 870 световых лет от Солнца. В 83 угловых секундах от него видна белая звездочка (7,4m), вероятнее всего, физически не связанная с более ярким компонентом.

На этом участке неба находится 25 галактик ярче 12m, самой интересной из них, безусловно, является NGC 2403 (8,4m), «пропущенная» в свое время Шарлем Мессье.

Условия видимости этой звездной системы во многом зависят от прозрачности и уровня засветки неба. За городом в 150-миллиметровый телескоп можно рассмотреть некоторые подробности ее структуры. В 250-миллиметровый инструмент становятся видны две изогнутые на 180° спиральные ветви, овальный туманный фон, яркое ядро и десяток слабых звезд переднего плана. Приглядевшись, можно заметить компактные темные «прогалины» и многочисленные светлые узелки в спиральных рукавах — области интенсивного звездообразования.

Обособленный фрагмент северного рукава имеет обозначение NGC 2404. Вблизи этой галактики нет ярких звезд, ее можно отыскать к северо-западу от ο (омикрон) Большой Медведицы и в 1° западнее оранжевой звездочки 51 Жирафа. В июле 2004 г. японский любитель Коичи Итагаки открыл в NGC 2403 сверхновую, блеск которой в момент открытия составлял 11,2m.

В нескольких градусах к северу можно отыскать слабую, но интересную галактику NGC 2366 (10,9m). Каталог NGC дает ей следующее описание: «Очень слабая, довольно большая, значительное повышение яркости к центру, содержит слабую звезду, искривленные рукава».

В северной части созвездия расположен еще ряд звездных систем, доступных 100-миллиметровому рефрактору: NGC 2655, 2336, 2146. Первая из них похожа на плотное шаровое скопление с очень яркой сердцевиной. К востоку от нее находится значительно более слабая галактика NGC 2715 (11,4m). Фотографии показывают удивительно сложное строение этой системы. NGC 2336 также имеет неординарный вид — ее вытянутая полоса сильно фрагментирована и не имеет признаков какой-либо симметрии. К сожалению, глаз не способен накапливать фотоны, как ПЗС-матрица, и вместо потрясающих картин далекого космоса мы можем видеть лишь смутные белесые пятна.

Переместимся в правую нижнюю часть созвездия. Западнее звезд α и β Жирафа в бинокль можно найти интересную цепочку из двадцати звезд 8-10m, протянувшуюся на 2,5° с северо-запада на юго-восток. Этот астеризм носит название «Каскад Кембла», по имени французского монаха и любителя астрономии Люсьена Кембла (Lucian Kemble), который первым обратил на него внимание. Посреди «Каскада» светит звезда пятой величины, а у южного края расположилось рассеянное скопление NGC 1502 (5,7m), содержащее всего полтора десятка звезд до 12m. Они образуют компактный клиновидный силуэт. В центре выделяется красивая двойная пара STF 485, состоящая из желтоватых светил 7-й величины с разделением 18″. В скопление входит также несколько переменных звезд с небольшой амплитудой изменения блеска (самая яркая из них — SZ Жирафа, 7…7,3m).

Рассеянное скопление NGC 1502. Источник: Roberto Mura

Неподалеку находится неправильная галактика NGC 1569 (11m). Некоторым любителям при благоприятных условиях удавалось найти ее даже в малый школьный рефрактор (диаметр объектива 60 мм). Внешний вид этой галактики производит сильное впечатление при диаметре телескопа от 300 мм, когда становится видна явная асимметрия ее овала, своеобразный «хвост» и два звездообразных ядра. В ней наблюдается масштабная вспышка звездообразования, которая началась около 25 млн лет назад. NGC 1569 (тип IBm) расположена сравнительно недалеко по космическим масштабам: нас отделяет от нее примерно 7 млн световых лет.

В полутора градусах к югу от скопления NGC 1502 можно отыскать планетарную туманность NGC 1501 (11m). По поводу оценок ее яркости и видимого цвета имеются разногласия: каталог NGC приводит фотографический блеск туманности 13m, наиболее часто встречающееся значение визуального блеска — 11,5m, некоторые любители считают, что интегральная яркость туманности около 10m. Если диаметр телескопа превышает 100 мм, поиск NGC 1501 не вызывает трудностей. В 250-миллиметровый рефлектор при увеличении 100 крат она выглядит круглым зеленоватым диском с небольшим повышением яркости к краю и блеском около 11m. На фотографиях туманность имеет синий цвет. При 200-кратном увеличении цвет практически пропадает, зато становятся видны перепады яркости по «ободу». Контраст видимых деталей резко возрастает с применением фильтра OIII. Центральную звезду (~14m) можно увидеть в значительно более мощные телескопы.

В созвездии Жирафа имеется еще одна планетарная туманность IC 3568 (10,6m), расположенная всего в 7,5° от северного полюса мира. Несмотря на то, что ее поверхностная яркость чуть выше, чем у NGC 1501, она менее известна наблюдателям из-за своих малых угловых размеров.

Поперечник слабого гало, с трудом различимого на снимках, составляет 28 угловых секунд, а наиболее яркая часть туманности примерно вдвое меньше. В телескопы средней силы она выглядит крошечным голубовато-серым диском примерно 10 секунд в диаметре с повышением яркости к центру. При увеличениях свыше 150-200 крат можно заметить и центральную звезду 11,8m (в разных источниках ее блеск оценивают от 11,3 до 13,5m). На детальных изображениях на фоне гало туманности отчетливо видны темные структуры, из-за которых IC 3568 называют «Ломтик лайма» или «Ребенок эскимоса» (по аналогии с известной планетарной туманностью NGC 2392 «Эскимос»).

Между созвездиями Возничего и Большой Медведицы находится обширная «пустая» область, лишенная ярких звезд. Ян Гевелий (Jan Heweliusz) назвал этот участок неба созвездием Рыси.

Созвездие Рыси — «сосед» Жирафа, а также Возничего, Близнецов, Рака, Льва и Большой Медведицы. Источник: wikimedia.org

Достопримечательностей в этом созвездии немного, а те, что есть, как правило, незнакомы рядовому любителю астрономии. В южной части, вблизи условной границы с Раком и Близнецами, находятся несколько интересных объектов, здесь же расположена и α Рыси — красноватая звезда третьей величины.

NGC 2419 (10,3m) — нетипичный объект для этой области неба. Известно, что Шаровые скопления образуют сферическую подсистему с центром, совпадающим с центром нашей Галактики. Поскольку ее центр находится в направлении созвездия Стрельца, подавляющее большинство подобных скоплений располагается именно там. NGC 2419 находится в прямо противоположной области неба, и вдобавок расстояние до него оценивается в 300 тыс. световых лет, то есть оно лежит далеко за пределами Млечного Пути, практически в пустой области пространства. По этой причине за скоплением закрепилось название «Межгалактический скиталец».

Шаровое скопление NGC 2419 (фото телескопа Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Larsen et al.

Отыскать NGC 2419 нетрудно, двигаясь к северу от Кастора (α Близнецов). Сначала найдем звезду о Близнецов (4,9m), далее в том же направлении и почти на таком же расстоянии отыщем пару красных звездочек 5-й величины, удаленных друг от друга на полтора градуса. Соединив их мысленно прямой линией, продолжим ее на 0,5° к северо-западу — здесь и лежит искомое скопление. Его можно найти даже в рефлектор «Мицар» (110 мм), но лучше применить более крупный телескоп, в который этот объект смотрится небольшим пятнышком света диаметром 2′ со сравнительно ярким и компактным ядром. В одном поле зрения к западу от скопления заметна пара звезд 7,2 и 8m, они могут служить дополнительными ориентирами при поисках. По степени конденсации NGC 2419 принадлежит к классу Н и в любительские инструменты не разрешается на звезды (самые яркие имеют блеск всего 16m).

В созвездии Рыси видно множество галактик, в том числе и объединенных в скопления, но все они, за небольшим исключением, представляют собой далекие и слабые объекты. Среди них стоит отметить NGC 2683 (9,7m) — спиральную систему, находящуюся в 1° к северо-западу от звезды ο Рака.

Если в небольшие телескопы NGC 2683 смотрится небольшим, чуть удлиненным светлым пятном, то в 350-миллиметровый рефлектор от нее трудно отвести взгляд. Классическая спираль типа Sb, видимая почти «с ребра», на фотографиях демонстрирует необычные темные структуры и по виду напоминает «летающую тарелку».

Спиральная галактика NGC 2683 (снимок космического телескопа Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA

Владельцам телескопов с диаметром объектива свыше 200 мм есть смысл попытаться отыскать галактику NGC 2832 (11,5m), видимую всего в 40′ к югу (и чуть к западу) от α Рыси. Эта галактика входит в скопление Abell 779 и окружена многочисленными более слабыми звездными системами.

Опытные наблюдатели и любители «экзотики» могут попробовать отыскать планетарную туманность JnEr 1 (12m). Она расположена примерно в 2° северо-западнее двойной звезды 27 Рыси (4,8m). Для поисков нужен достаточно мощный инструмент, подробная звездная карта и фильтр OIII.

В следующей статье вы узнаете о небесных событиях второй половины марта и о других жемчужинах мартовского неба.