Главная Статьи Жемчужины мартовского неба (часть 1)

Жемчужины мартовского неба (часть 1)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Астрономия Наблюдения звездного неба Статьи

В марте в основном заканчиваются холода, однако сумерки наступают все позже, напоминая, что скоро весеннее равноденствие. Поэтому желательно воспользоваться каждым моментом, каждой ясной ночью, чтобы пронаблюдать жемчужины весеннего небосвода. В это время года иногда случаются особенно прозрачные ночи, когда на небе вдали от источников засветки можно увидеть множество интересных объектов глубокого космоса.

Северное сияние в Лапландии. Источник: engineerontour.com

Но вначале — о том, какие события в первой половине марта произойдут с телами Солнечной системы.

Меркурий, пройдя в конце февраля наибольшую восточную элонгацию на расстоянии более 18° от Солнца, начинает приближаться к светилу и быстро скрывается в его лучах, а 15 марта вступает с ним в нижнее соединение. Условия видимости Венеры постепенно становятся все хуже из-за уменьшения наклона эклиптики к горизонту на предрассветном небе (в Южном полушарии они, наоборот, улучшаются). Марс продолжает удаляться от Земли, при этом его блеск постепенно падает, а диаметр диска к середине марта станет меньше 5 угловых секунд. Вечером 11 марта в 5° южнее планеты пройдет молодая Луна.

Все дольше на утреннем небе в марте видны Юпитер и Сатурн, однако последний в середине марта к моменту восхода Солнца на широте Киева будет подниматься над горизонтом всего на 15°. Уран, наоборот, виден по вечерам и садится вскоре после окончания вечерних сумерек. 10 марта в 5° от планеты пройдет Луна (правда, в нашей части света это сближение увидеть невозможно). Нептун 7 марта вступит в соединение с Солнцем, поэтому в описываемый период он недоступен наблюдениям.

Вечером 12 марта серп молодой Луны окажется в 7° южнее Плеяд (M45), а днем позже наш естественный спутник пройдет в градусе севернее Альдебарана (α Тельца).

Малозаметное созвездие Жирафа «граничит» с такими известными созвездиями, как Большая и Малая Медведица, Кассиопея, Персей и Возничий. Источник: wikimedia.org

В прошлых выпусках мы рассказывали в основном о ярких заметных созвездиях, но сейчас хотим уделить внимание достаточно невзрачным, к которым принадлежат Жираф и Рысь. Первое из них (на латыни его название звучит как Camelopardalis) «граничит» с Малой и Большой Медведицами, а также с Драконом, Цефеем, Кассиопеей, Персеем и Возничим. Жираф появился на звездных картах в 1624 г. благодаря немецкому астроному Якобу Барчиусу (Jakob Bartsch), зятю Иоганна Кеплера. Изначально оно должно было символизировать верблюда, однако из-за путаницы с изображениями животных на старых звездных картах в итоге приобрело современное название. Это созвездие не содержит звезд ярче четвертой величины: самая яркая из них обозначена буквой β (бета) и имеет блеск 4,03m. Это желтый гигант класса G1, расположенный на расстоянии 870 световых лет от Солнца. В 83 угловых секундах от него видна белая звездочка (7,4m), вероятнее всего, физически не связанная с более ярким компонентом.

На этом участке неба находится 25 галактик ярче 12m, самой интересной из них, безусловно, является NGC 2403 (8,4m), «пропущенная» в свое время Шарлем Мессье.

Условия видимости этой звездной системы во многом зависят от прозрачности и уровня засветки неба. За городом в 150-миллиметровый телескоп можно рассмотреть некоторые подробности ее структуры. В 250-миллиметровый инструмент становятся видны две изогнутые на 180° спиральные ветви, овальный туманный фон, яркое ядро и десяток слабых звезд переднего плана. Приглядевшись, можно заметить компактные темные «прогалины» и многочисленные светлые узелки в спиральных рукавах — области интенсивного звездообразования.

Обособленный фрагмент северного рукава имеет обозначение NGC 2404. Вблизи этой галактики нет ярких звезд, ее можно отыскать к северо-западу от ο (омикрон) Большой Медведицы и в 1° западнее оранжевой звездочки 51 Жирафа. В июле 2004 г. японский любитель Коичи Итагаки открыл в NGC 2403 сверхновую, блеск которой в момент открытия составлял 11,2m.

В нескольких градусах к северу можно отыскать слабую, но интересную галактику NGC 2366 (10,9m). Каталог NGC дает ей следующее описание: «Очень слабая, довольно большая, значительное повышение яркости к центру, содержит слабую звезду, искривленные рукава».

В северной части созвездия расположен еще ряд звездных систем, доступных 100-миллиметровому рефрактору: NGC 2655, 2336, 2146. Первая из них похожа на плотное шаровое скопление с очень яркой сердцевиной. К востоку от нее находится значительно более слабая галактика NGC 2715 (11,4m). Фотографии показывают удивительно сложное строение этой системы. NGC 2336 также имеет неординарный вид — ее вытянутая полоса сильно фрагментирована и не имеет признаков какой-либо симметрии. К сожалению, глаз не способен накапливать фотоны, как ПЗС-матрица, и вместо потрясающих картин далекого космоса мы можем видеть лишь смутные белесые пятна.

Переместимся в правую нижнюю часть созвездия. Западнее звезд α и β Жирафа в бинокль можно найти интересную цепочку из двадцати звезд 8-10m, протянувшуюся на 2,5° с северо-запада на юго-восток. Этот астеризм носит название «Каскад Кембла», по имени французского монаха и любителя астрономии Люсьена Кембла (Lucian Kemble), который первым обратил на него внимание. Посреди «Каскада» светит звезда пятой величины, а у южного края расположилось рассеянное скопление NGC 1502 (5,7m), содержащее всего полтора десятка звезд до 12m. Они образуют компактный клиновидный силуэт. В центре выделяется красивая двойная пара STF 485, состоящая из желтоватых светил 7-й величины с разделением 18″. В скопление входит также несколько переменных звезд с небольшой амплитудой изменения блеска (самая яркая из них — SZ Жирафа, 7…7,3m).

Рассеянное скопление NGC 1502. Источник: Roberto Mura

Неподалеку находится неправильная галактика NGC 1569 (11m). Некоторым любителям при благоприятных условиях удавалось найти ее даже в малый школьный рефрактор (диаметр объектива 60 мм). Внешний вид этой галактики производит сильное впечатление при диаметре телескопа от 300 мм, когда становится видна явная асимметрия ее овала, своеобразный «хвост» и два звездообразных ядра. В ней наблюдается масштабная вспышка звездообразования, которая началась около 25 млн лет назад. NGC 1569 (тип IBm) расположена сравнительно недалеко по космическим масштабам: нас отделяет от нее примерно 7 млн световых лет.

В полутора градусах к югу от скопления NGC 1502 можно отыскать планетарную туманность NGC 1501 (11m). По поводу оценок ее яркости и видимого цвета имеются разногласия: каталог NGC приводит фотографический блеск туманности 13m, наиболее часто встречающееся значение визуального блеска — 11,5m, некоторые любители считают, что интегральная яркость туманности около 10m. Если диаметр телескопа превышает 100 мм, поиск NGC 1501 не вызывает трудностей. В 250-миллиметровый рефлектор при увеличении 100 крат она выглядит круглым зеленоватым диском с небольшим повышением яркости к краю и блеском около 11m. На фотографиях туманность имеет синий цвет. При 200-кратном увеличении цвет практически пропадает, зато становятся видны перепады яркости по «ободу». Контраст видимых деталей резко возрастает с применением фильтра OIII. Центральную звезду (~14m) можно увидеть в значительно более мощные телескопы.

В созвездии Жирафа имеется еще одна планетарная туманность IC 3568 (10,6m), расположенная всего в 7,5° от северного полюса мира. Несмотря на то, что ее поверхностная яркость чуть выше, чем у NGC 1501, она менее известна наблюдателям из-за своих малых угловых размеров.

Поперечник слабого гало, с трудом различимого на снимках, составляет 28 угловых секунд, а наиболее яркая часть туманности примерно вдвое меньше. В телескопы средней силы она выглядит крошечным голубовато-серым диском примерно 10 секунд в диаметре с повышением яркости к центру. При увеличениях свыше 150-200 крат можно заметить и центральную звезду 11,8m (в разных источниках ее блеск оценивают от 11,3 до 13,5m). На детальных изображениях на фоне гало туманности отчетливо видны темные структуры, из-за которых IC 3568 называют «Ломтик лайма» или «Ребенок эскимоса» (по аналогии с известной планетарной туманностью NGC 2392 «Эскимос»).

Между созвездиями Возничего и Большой Медведицы находится обширная «пустая» область, лишенная ярких звезд. Ян Гевелий (Jan Heweliusz) назвал этот участок неба созвездием Рыси.

Созвездие Рыси — «сосед» Жирафа, а также Возничего, Близнецов, Рака, Льва и Большой Медведицы. Источник: wikimedia.org

Достопримечательностей в этом созвездии немного, а те, что есть, как правило, незнакомы рядовому любителю астрономии. В южной части, вблизи условной границы с Раком и Близнецами, находятся несколько интересных объектов, здесь же расположена и α Рыси — красноватая звезда третьей величины.

NGC 2419 (10,3m) — нетипичный объект для этой области неба. Известно, что Шаровые скопления образуют сферическую подсистему с центром, совпадающим с центром нашей Галактики. Поскольку ее центр находится в направлении созвездия Стрельца, подавляющее большинство подобных скоплений располагается именно там. NGC 2419 находится в прямо противоположной области неба, и вдобавок расстояние до него оценивается в 300 тыс. световых лет, то есть оно лежит далеко за пределами Млечного Пути, практически в пустой области пространства. По этой причине за скоплением закрепилось название «Межгалактический скиталец».

Шаровое скопление NGC 2419 (фото телескопа Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Larsen et al.

Отыскать NGC 2419 нетрудно, двигаясь к северу от Кастора (α Близнецов). Сначала найдем звезду о Близнецов (4,9m), далее в том же направлении и почти на таком же расстоянии отыщем пару красных звездочек 5-й величины, удаленных друг от друга на полтора градуса. Соединив их мысленно прямой линией, продолжим ее на 0,5° к северо-западу — здесь и лежит искомое скопление. Его можно найти даже в рефлектор «Мицар» (110 мм), но лучше применить более крупный телескоп, в который этот объект смотрится небольшим пятнышком света диаметром 2′ со сравнительно ярким и компактным ядром. В одном поле зрения к западу от скопления заметна пара звезд 7,2 и 8m, они могут служить дополнительными ориентирами при поисках. По степени конденсации NGC 2419 принадлежит к классу Н и в любительские инструменты не разрешается на звезды (самые яркие имеют блеск всего 16m).

В созвездии Рыси видно множество галактик, в том числе и объединенных в скопления, но все они, за небольшим исключением, представляют собой далекие и слабые объекты. Среди них стоит отметить NGC 2683 (9,7m) — спиральную систему, находящуюся в 1° к северо-западу от звезды ο Рака.

Если в небольшие телескопы NGC 2683 смотрится небольшим, чуть удлиненным светлым пятном, то в 350-миллиметровый рефлектор от нее трудно отвести взгляд. Классическая спираль типа Sb, видимая почти «с ребра», на фотографиях демонстрирует необычные темные структуры и по виду напоминает «летающую тарелку».

Спиральная галактика NGC 2683 (снимок космического телескопа Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA

Владельцам телескопов с диаметром объектива свыше 200 мм есть смысл попытаться отыскать галактику NGC 2832 (11,5m), видимую всего в 40′ к югу (и чуть к западу) от α Рыси. Эта галактика входит в скопление Abell 779 и окружена многочисленными более слабыми звездными системами.

Опытные наблюдатели и любители «экзотики» могут попробовать отыскать планетарную туманность JnEr 1 (12m). Она расположена примерно в 2° северо-западнее двойной звезды 27 Рыси (4,8m). Для поисков нужен достаточно мощный инструмент, подробная звездная карта и фильтр OIII.

В следующей статье вы узнаете о небесных событиях второй половины марта и о других жемчужинах мартовского неба.