NASA раскрыла природу загадочных узоров на лунной поверхности

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В некоторых районах поверхность Луны покрыта «вихрями» — светлыми волнистыми узорами, которые отчетливо выделяются на фоне окружающей местности. Долгое время их происхождение оставалось загадкой. Но благодаря данным, собранным зондами ARTEMIS, ученые наконец-то получили ответ на вопрос о механизме формирования этих узоров. Команда исследователей из Центра космических полетов им. Годдарда пришла к выводу, что они образовались в результате взаимодействия солнечного ветра и намагниченных участков лунной поверхности.

Солнце испускает непрерывный поток заряженных частиц (главным образом протонов), который простирается далеко за пределы орбиты Плутона. Наша планета в значительной степени защищена от него глобальным магнитным полем, отклоняющим и улавливающим эти частицы. Как известно, в отличие от Земли, Луна собственной магнитосферы не имеет. Однако так было не всегда. Анализ доставленных в наземные лаборатории образцов лунных пород показал, что они сформировались в условиях сильного магнитного поля.

Это свидетельствует о том, что в далеком прошлом (примерно 4 млрд лет назад) в недрах нашего естественного спутника действовал механизм «планетного динамо». Движение потоков жидкого вещества в лунном ядре приводило к формированию постоянного магнитного поля. Однако в силу своих небольших размеров Луна не смогла долго поддерживать этот процесс. В какой-то момент ее недра затвердели, и она лишилась магнитосферы.

С тех времен на лунной поверхности остались намагниченные участки. Результаты наблюдений, выполненных спутниками ARTEMIS, говорят о том, что они могут создавать локальные магнитные «экраны» протяженностью от сотен метров до сотен километров. Такие «экраны» отклоняют часть заряженных частиц солнечного ветра. Поэтому реголит на «защищенных» участках имеет более светлый оттенок, чем окружающая поверхность. Ученые образно сравнивают этот механизм с «солнцезащитным кремом».

Схема действия защитных экранов, создаваемых намагниченными лунными породами. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

К сожалению, подобные магнитные «экраны» не смогут предохранить людей от воздействия космической радиации. Однако их изучение поможет инженерам разработать новые технологии, позволяющие лучше защитить будущих исследователей и обитателей Луны.

По материалам: https://www.nasa.gov/