Hubble обнаружил два группы звезд в «межгалактическом бродяге»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Шаровое звездное скопление NGC 2419 иногда называют «межгалактическим странником». Этим именем его «наградил» астроном Харлоу Шепли (Harlow Shapley). Проведенные в середине XX века измерения показали, что оно находится на расстоянии порядка 300 тыс. световых лет от Млечного Пути. Для сравнения: дистанция между нашей Галактикой и Большим Магеллановым Облаком составляет около 160 тыс. световых лет. Поэтому Шепли предположил, что это скопление должно быть свободно движущимся объектом, гравитационно не связанным с Млечным Путем.

Шаровое скопление NGC 2419 (фото телескопа Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Larsen et al.

Со временем выяснилось, что ученый был не прав — сейчас мы знаем, что NGC 2419 все же является нашим спутником, совершая один оборот вокруг галактического центра за 3 млрд лет.

Шаровые скопления представляют собой одни из древнейших объектов Вселенной. Как правило, они состоят из старых красных звезд, сформировавшихся примерно в одно и то же время и содержащих небольшое количество тяжелых элементов. Однако NGC 2419 является исключением из этого правила. Наблюдения, выполненные при помощи телескопа Hubble, показали, что в состав этого скопления входят две группы звезд, имеющие различный химический состав. В его центре доминируют красные гиганты. Их оболочки отличаются повышенным содержанием гелия, а еще они содержат большее количество азота, чем звезды из другой группы.

Все это поднимает вопрос о происхождении NGC 2419. Согласно популярной в прошлом гипотезе, на самом деле оно является фрагментом карликовой сфероидальной галактики, некогда «разорванной» гравитацией Млечного Пути. Проведенные в прошлом десятилетии расчеты показали, что подобный сценарий является маловероятным. Однако данные телескопа Hubble говорят о том, что скопление действительно могло сформироваться по иному сценарию, нежели большинство других подобных объектов.

По материалам: https://spacetelescope.org